Систематизация педагогического опыта по проблеме контроля знаний и умений учащихся

Образование и воспитание » Контроль и самоконтроль знаний и умений младшего школьника » Систематизация педагогического опыта по проблеме контроля знаний и умений учащихся

Страница 19

Подбирать самостоятельные и контрольные работы по разноуровневым вариантам целесообразно и для развития самоконтроля и самооценки учащихся. Предлагаемая детям инструкция объясняется им, что каждый сам может выбрать вариант работы любой сложности. При этом за правильное выполнение варианта “А” ученик получает отметку не выше “трех”, за вариант “Б” - не выше “четырех”, а за вариант “В” - “пять”. При желании школьник может посоветоваться с учителем. Такая форма используется в третьих – четвертых классах и требует серьезной предварительной подготовки.

Используются и другие формы дифференцированного обучения. Это деление класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы (три группы). При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую.

Контрольная работа оценивается отметкой. Большинство итоговых контрольных работ по математике проводятся в форме работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Приходится признать, что отметки за письменные контрольные работы по математике недостаточно объективны. Именно потому, что большинство работ – комбинированные, т.е. проверяется усвоение нескольких различных вопросов, но оценивается в целом вся работа, поэтому оценки являются грубо обобщенными, суммарными. Ученики, получившие одинаковые отметки, могут иметь несравнимые уровни овладения учебным материалом: один недостаточно овладел умением решать задачи, второй – вычислительными навыками, третий не усвоил правила порядка действий и т.д. Далее, ввиду того, что объем контрольной работы ограничен, часто уровень усвоения того или иного вопроса проверяется с помощью одного задания (дается одно задание на сравнение чисел или выражений, или одно уравнение, или один пример на порядок действий и т.п.), правильное или неправильное выполнение которого еще ни о чем не говорит. Наличие разных по содержанию и значению проверяемых вопросов чрезвычайно затрудняет объективность оценки итоговых контрольных работ.

Учителя признают, что при оценке письменных контрольных работ придерживаются действующих норм оценок, однако высказывают по отношению к ним много замечаний, например: “При проверке контрольных работ занимаемся подсчетом ошибок, недочетов, исправлений. Гуманнее было бы оценивать количество заданий, выполненных правильно.

Именно такой подход проверки контрольных работ отобразила в книге “Контрольные работы по математике” Н.Б. Истомина.

Основное назначение данного сборника – помочь учителю в организации дифференцированного контроля результатов обучения математики в начальных классах. В соответствии с этим подходом каждая текущая контрольная работа представлена в сборнике на трех уровнях.

Предложив для контрольной работы вариант второго или третьего уровня, учитель тем самым повышает требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому при выставлении отметок следует ориентироваться только на вариант первого уровня, а за выполнение заданий второго и третьего уровней фиксировать лишь положительные отметки.

При оценке первого уровня контрольной работы следует руководствоваться количеством правильно выполненных заданий, а именно: если вариант контрольной работы содержит 5 заданий, то, соответственно, верное выполнение всех пяти заданий оценивается отметкой 5, четыре любых задания – отметкой 4, трех – отметкой 3.

Если вариант содержит 4 задания, то отметка 5 ставится за верное выполнение четырех заданий, отметка 4 – за верное выполнение трех заданий, отметка 3 – за верное выполнение двух заданий. В 1-2 классах сообщая, например, родителям о результатах обучения детей, учитель может избегать термина “отметка”, а говорить лишь о том, что на данном этапе один ребенок справился со всеми заданиями первого уровня, с двумя заданиями второго уровня и с одним заданием третьего уровня, другой справился только со всеми заданиями первого уровня и т.д.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20

Полезная информация:

Психолого-педагогические основы формирования морфологической стороны речи у дошкольников
Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить. Освоение ребенком морфологии начинается с изменением слова по падежам, например: когда мамы нет, он, отвечая на вопрос "Где мама?", просто говорит слово "мама", тем самым как будто го ...

Ступени и ход обучения
Многостороннее образование, писал Гербарт, должно быть цельным и единым, но только не поверхностным и легкомысленным отношением к делу. Цветок не должен разрывать своей чашечки, говорил он, подчеркивая мысль о том, что обучение должно представить картины мира в сознании учащегося как единое целое. ...

Значение образного мышления в обучении химии
В последнее время все чаще выдвигается тезис о необходимости реализации личностно ориентированного подхода в школьном обучении, предполагающего учет психологических ресурсов ученика. Иными словами, логика учебного процесса должна определяться не только содержанием изучаемого предмета (как проекции ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru