Понятие и сущность метода обучения

Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.

Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение цели образования. С точки зрения данного определения метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.

Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками:

обозначает цель обучения;

способ усвоения;

характер взаимодействия субъектов обучения.

Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, которое строится на основе ведущей и направляющей роли учителя. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Основными положениями, на которых строится современная методика обучения, являются:

Любые знания, умения, навыки и привычки возникают, образуются и упрочиваются у школьников лишь в процессе его непосредственной деятельности как педагогический результат этой деятельности. При этом следует иметь в виду, что ни один метод не дает прямого учебного результата: каждый метод представляет собой средство управления механизмом процесса обучения, т.е. организует учебную деятельность учащегося.

Совокупность методов должна непременно приводить к достижению всех целей обучения.

Тесная взаимосвязь и обусловленность выбора и эффективного применения любого метода и типичной педагогической ситуации. Отсюда возникает важная задача методики обучения — установление и раскрытие закономерных связей успешного применения методов с типичной педагогической ситуацией.

«Ни одно средство не может быть объявлено хорошим либо плохим, будучи вырвано из всей системы средств; решающим моментом является логика и действие всей системы средств, гармонически организованных» -- так обобщенно сформулировал это положение А.С. Макаренко на основе технологической логики педагогических процессов.

Тесная взаимосвязь методов обучения и воспитания. Логика взаимосвязи методов обучения и воспитания определяется принципом целостного подхода к процессам обучения и воспитания.

Полезная информация:

Принципы как категория дидактики
Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими правилами необходимо руководствоваться при этом? ...

Роль учащихся в выполнении проекта
Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде». При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения. У ...

Сущность социализации личности
Взаимодействие человека с обществом обозначается понятием «социализация», которое имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике. Однако его содержание не является стабильным и однозначным. Социализация (от лат. общественный) – процесс становления личности в ходе которого и с пом ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru