– организация рубрик, колонок, регулярных программ и передач, посвящённых местному опыту ПО, в местных СМИ, особенно в профессионально-педагогических региональных периодических изданиях.
Опираясь на опыт 10 субъектов РФ – участников федерального эксперимента по введению ПО, можно охарактеризовать особенности введения и распространения ПО на региональном уровне в условиях использования двух моделей: программно-целевой и проектной.
Введение и распространение профильного обучения в регионе на основе программно-целевой модели. Целевая программа является универсальным механизмом управления введением и распространением профильного обучения на региональном уровне и может выступать инструментом управления как в программно-целевой модели введения ПО, так и в проектной модели, что, в общем случае, уже было показано ранее (в п. 3.2). На региональном уровне различия в использовании целевой программы в рамках той или иной модели проявляются ещё и в следующем:
– при использовании программно-целевой модели введения и распространения ПО в регионе структура целевой программы и требования к ней должны соблюдаться несколько более жёстко, чем при использовании проектной модели;
– в ситуации использования проектной модели рассматриваемый пятый этап введения и распространения ПО ("этап реализации планов") имеет более сложную внутреннюю структуру, что будет пояснено далее в настоящем параграфе.
Использование региональной комплексной целевой программы в процессе ведения и распространения ППП и ПО позволяет решить следующие важные задачи:
– выявление потенциальных заинтересованных сторон перехода на ПО, их информирования о замыслах и планах участников работы и вовлечения в совместную деятельность;
– привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов;
– сплочение и расширение профессиональных сообществ, стремящихся к развитию ПО (не только образовательных);
– определение степени, форм участия, характера взаимодействия и меры ответственности участников работы, координация их действий по введению и распространению ПО в регионе;
– контроль и мониторинг хода и результатов работы посредством сопоставления достигнутых и контрольных (планируемых) результатов на основе предварительно составленной системы показателей и индикаторов эффективности;
– развитие межрегионального взаимодействия в рамках введения и распространения ПО.
Функциональная логика действий регионального органа управления образованием по распространению и введению ППП и ПО на основе программно-целевой модели графически показана на схеме 2. Что касается временной логики, то она может быть охарактеризована как линейная с элементами обратной связи: разработка региональной модели ПО – разработка региональной программы по переходу на ПО – введение региональной модели ПО в ряде пилотных муниципальных образований – анализ первичного опыта и коррекция модели и программы – введение скорректированной модели в следующей группе муниципальных образований – второй цикл коррекции – третий цикл введения и т.д.
Схема 2 Программно-целевая модель введения ППП и ПО на региональном уровне
Особенности введения и распространения профильного обучения в условиях использования проектной модели.
В данном случае пятый этап введения и распространения ПО ("этап реализации планов") имеет более сложную внутреннюю структуру:
Подэтап 5.1. Создание условий (по всем указанным выше группам обеспечения готовности перехода на ПО) для подготовки и осуществления муниципальных, сетевых (в том числе и межмуниципальных) и школьных проектов. Проблематика проектов должна охватывать все основные аспекты введения ПО, по которым предполагается учёт региональной специфики. Осуществление проектов поручается инициативным субъектам на основе одного из нескольких механизмов: конкурс заявок, самоопределение состава проектных групп в ходе совещания представителей, распределение поручений и т.д.
Подэтап 5.2. Презентация и экспертиза результатов реализованных проектов. В состав экспертов должны входить: представители регионального органа управления образованием; специалисты по направлениям; представители непосредственных исполнителей – муниципальных органов управления и руководства школ, которым предстоит вводить ПО.
Полезная информация:
Определение музыкально-дидактических игр
Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых в них методов может быть различным: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зри ...
Рекомендации по руководству командно-игровой деятельностью
Игра существенно влияет на психическое состояние учащихся и, как следствие, на характеристики процесса обучения и его результаты. С одной стороны, учебный материал усваивается лучше и с меньшим напряжением сил, если это происходит в условиях повышенной мотивации познавательной и трудовой деятельнос ...
Особенности личности детей с задержкой психического развития
У детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении, как со сверстниками, так и с взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнуто ...