При практическом использовании предложенной системы индикаторов представляется целесообразным следующее. Во-первых, необходимо иметь в виду, что работа с индикаторами ни в коем случае не самоцель, а лишь средство, инструмент для получения обоснованных выводов о готовности региона к введению ППП и ПО. Во-вторых, при выводах о мере готовности региональной образовательной системы к введению профильного обучения желательно ориентироваться на укрупненные группы индикаторов, что заметно сокращает число обобщенных единиц оценки. Это позволяет осуществлять комплексный анализ ситуации и выявлять проблемные зоны готовности к введению ППП и ПО, т.е. те укрупнённые группы, по которым имеется наибольшая доля проблемных индикаторов. Именно в этих направлениях требуется принятие первоочередных управленческих решений. Наконец представляется полезным выделять в общем списке индикаторов приоритетные. Экспертно можно предположить, что к таковым относятся индикаторы, связанные с готовностью нормативно-правовой базы, программно-методического и кадрового обеспечения, а также с готовностью системы управления, при важной, но не столь критически, роли остальных индикаторов готовности к введению ПО.
Методика работы с предложенным выше набором индикаторов в общем виде предполагает на любом уровне управления (региональном, муниципальном, школьном) выполнение следующих действий.
1. Изучение и осмысление базовых нормативных и методических документов о введении ПО.
2. Изучение подходов к индикативному планированию и мониторингу введения ПО.
3. Определение состава субъектов использования системы индикаторов и распределение обязанностей между ними.
4. Изучение предлагаемой системы индикаторов, выделение в них наиболее значимых.
5. Определение источников данных о состоянии индикаторов.
6. Определение способов получения данных о состоянии индикаторов.
7. Определение области возможных значений индикаторов, единиц их измерения.
8. Определение целевых значений индикаторов.
9. Организация сбора данных о состоянии индикаторов.
10. Обработка и анализ данных, получение выводов для общей оценки готовности региона, муниципального района, школы к введению ПО.
Анализ практики введения ПО в 10 экспериментальных регионах показал, что в трёх из них в той или иной форме используются идеи индикативного планирования и мониторинга готовности образовательных систем к введению ППП и ПО. Так, в Плане мероприятий по введению ПО в Челябинской области предполагается "поэтапный переход на профильное обучение по мере готовности ОУ и по решению учредителя", при этом как одно из мероприятий регионального уровня обозначена "разработка критериев открытия профильных классов" на основе соответствующих организационно-педагогических условий. В этом же документе, в качестве промежуточных результатов подготовки к введению ППП и ПО упоминаются такие показатели готовности, как "готовность руководителей МОУО к принятию управленческих решений", "информированность специалистов для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения", "готовность учителей к проведению экзаменов и проверке экзаменационных работ", наличие программ элективных курсов и т.д.
В Кемеровской области в рамках подготовки к введению ППП и ПО, была разработана методика оценки готовности образовательных учреждений к реализации профильного обучения.
В г. Тольятти Самарской области были выделены и используются следующие признаки готовности школы к введению ПО:
– психологическая готовность всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей) к решению задач перехода на профильного обучение;
– наличие необходимой для перехода на профильного обучение нормативной базы;
– наличие необходимого программно-методического обеспечения для осуществления образовательного процесса в условиях профильного обучения;
– соответствие уровня квалификации кадров требованиям профильного обучения;
– материально-техническая база, позволяющая начать реализацию новых образовательных программ и внедрение профильно-ориентированных технологий;
Полезная информация:
Особенности развития творческого воображения у детей с особыми
образовательными потребностями
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности. Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно – перс ...
Сопоставление результатов констатирующего и
контрольного срезов
Для выявления уровня сформированности вышеперечисленных умений с учащимися был проведен контрольный срез и сопоставлен с констатирующим. Контрольный срез также проводился на двух классах. Цель контрольного среза – проверить уровень сформированности умений по сравнению с констатирующим срезом. Кроме ...
Нефтепереработка
В 1840 г. губернатор г. Баку направил в санкт-петербургскую Академию наук несколько бочек с нефтью для изучения ее промышленного использования и получил через некоторое время ответ: «Это вонючее вещество пригодно только для смазки колес у телеги». Ответ характеризовал сотрудников академии с не лучш ...