5. Индикаторы времени. Введение профильного обучения и подготовка к нему – процессы, требующие определенного времени. Как уже отмечалось, если имеет место спешка и искусственное форсирование перехода на профильное обучение, возникает риск низкого качества, а то и профанации перехода на профильное обучение. Но и растягивать эти процессы на неопределенный срок также неразумно. Поэтому необходимо всегда увязывать достижение неких главных и промежуточных целей со временем.
В ходе исследования нами сформулирован набор требований к индикаторам, которые должны использоваться в рамках системы мониторинга готовности к введению ППП и ПО:
– способность отражать значимые, ключевые характеристики оцениваемых параметров;
– возможность назначения целевых значений индикатора;
– соответствие особенностям уровней системы образования;
– экономичность и минимизация системы индикаторов с учетом потребностей разных уровней управления системой образования;
– инструментальность и технологичность используемых индикаторов (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
– целостность и взаимодополняемость индикаторов;
– удобство применения и возможность использования индикаторов как во внешней оценке готовности к введению ПО, так и для самооценки, внутреннего мониторинга и экспертизы.
Индикаторы, характеризующие готовность образовательной системы (региональной, муниципальной, школьной) к введению ПО, представлены в таблице 17.
Таблица 17 Индикаторы, характеризующие готовность образовательной системы к введению профильного обучения
Укрупнённая группа индикаторов |
Индикаторы готовности |
1. Готовность нормативной базы ПО |
1.1. Наличие легитимно принятых и утвержденных нормативных актов (регионального / муниципального/ школьного уровня), регламентирующих: 1.1.1. Общие вопросы организации ППП и ПО; 1.1.2. Содержание, технологии и методическую поддержку введения ППП и ПО; 1.1.3. Вопросы организации текущей и итоговой аттестации учащихся; 1.1.4. Вопросы транспортировки, обеспечения питания, безопасности и охраны здоровья учащихся при сетевой модели ПО; 1.1.5. Вопросы кадрового обеспечения ПО; 1.1.6. Финансово-экономические вопросы; 1.1.7. Вопросы управленческого сопровождения ПО. |
1.2. Полнота номенклатуры нормативных актов (рекомендуемая номенклатура отработана в ходе эксперимента по введению ПО) | |
1.3. Наличие / отсутствие и количество важных вопросов, не урегулированных созданной нормативной базой | |
1.4. Количество и процент от потребности нормативных актов | |
1.5. Действенность нормативных актов | |
2. Готовность к использованию имеющейся образовательной сети и инфраструктуры, аудиторного фонда и создание новых локальных образовательных сетей для организации ПО |
2.1. Наличие достаточной инфраструктуры и аудиторного фонда для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в соответствии с избранными в регионе моделями организации ПО |
2.2. Количество и доля от потребности местных образовательных сетей / школы для организации ПО | |
2.3. Мощность сети, количество и доля от потребности ученических мест в ОУ и их сетях, созданных для организации ПО (в целом и по отдельным профилям обучения) | |
2.4. Наличие регламентов сетевого взаимодействия | |
2.5. Количество и процент обучающихся, которым предоставлена транспортная доступность для получения услуг ПО (для регионального уровня, в том числе – в городе и на селе) | |
3. Готовность структурно-институциональных ресурсов перехода на ПО |
3.1. Наличие ресурсного центра ПО |
3.2. Укомплектованность центра необходимыми ресурсами | |
3.3. Наличие общественно-государственного органа содействия введению ПО | |
3.4. Наличие, количество и процент от потребности муниципальных и школьных команд введения ПО | |
3.5. Наличие информационного ресурса как виртуального института поддержки введения профильного обучения | |
4. Готовность концептуальных, научно-методических ресурсов |
4.1. Наличие модели и/или концепции перехода на ПО, методических рекомендаций по переходу на профильное обучение, примерных региональных, муниципальных, школьных программ перехода на профильное обучение, типовых образовательных программ и программ развития школ, осуществляющих профильное обучение |
4.2. Наличие модели научного консультирования и сопровождения введения профильного обучения в регионе, районе школе | |
4.3. Наличие инфраструктуры изучения, обобщения и распространения опыта введения ПО | |
4.4. Наличие закрепления ответственности научно-методических кадров за оказание консультационных услуг в области ПО | |
5. Готовность программно-методических ресурсов |
5.1. Наличие утвержденного регионального БУПа |
5.2. Количество и процент от потребности учебных программ профильного уровня ППП и ПО (в целом и по отдельным профилям) | |
5.3. Количество и процент от потребности учебных программ базового уровня ППП и ПО (в целом и по отдельным профилям) | |
5.4. Количество и процент от потребности учебных программ элективных курсов (в целом и по отдельным профилям) | |
5.5. Количество и процент от потребности учебников и учебных пособий для ПО (в целом и по отдельным профилям) | |
5.6. Количество и процент от потребности учебных пособий для самостоятельной работы учащихся (в целом и по отдельным профилям) | |
5.7. Количество и процент от потребности методических пособий и рекомендаций для учителей (в целом и по отдельным профилям) | |
5.8. Обеспеченность методиками диагностики обученности учащихся в системе ПО (количество и процент от потребности) | |
5.9. Обеспеченность рекомендациям по контролю и оценке достижений учащихся в системе ПО (количество и процент от потребности) | |
6. Готовность кадровых ресурсов |
6.1. Количество и удельный вес педагогических работников, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе ПО (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ) |
6.2. Количество и удельный вес методических кадров, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе ПО (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ) | |
6.3. Количество и удельный вес управленческих кадров, прошедших подготовку, профессиональную переподготовку или повышение квалификации для работы в системе ПО (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ) | |
6.4. Количество и удельный вес кадров с высокой ценностной готовностью к введению ПО | |
6.5. Количество и удельный вес кадров с высокой мотивационной готовностью к введению ПО | |
6.6. Количество и удельный вес кадров с высокой исполнительской готовностью к введению ПО | |
6.7. Количество и удельный вес кадров, имеющих опыт работы в системе ПО | |
6.8. Количество и процент от потребности специалистов, призванных осуществлять сопровождение введения ПО | |
7. Готовность кадровой инфраструктуры |
7.1. Наличие у учреждений системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования функций и контрольных цифр по подготовке кадров для системы ПО |
7.2. Мощность инфраструктуры работы с кадрами, количество и процент от потребности учебных мест | |
7.3. Количество утвержденных образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования | |
7.4. Количество и процент от потребности слушателей, прошедших подготовку различных уровней | |
7.5. Действенность работы с кадрами | |
8. Готовность материально-технических ресурсов |
8.1. Количество и процент от потребности ОУ, оснащенных оборудованием и средствами обучения, необходимыми для ПО |
8.2. Количество и процент от потребности транспортных средств, используемых для подвоза учащихся | |
8.3. Количество и процент от потребности водителей соответствующей квалификации и лимитов на ГСМ | |
9. Готовность информационного, рекламного и PR-сопровождения |
9.1 Количество и процент от потребности участников образовательного процесса, достаточно информированных о цели, задачах, преимуществах ПО |
9.2. Наличие информационных ресурсов и каналов, систематически занимающихся информационным, рекламным и PR-сопровождением введения ПО | |
10. Готовность финансовых ресурсов |
10.1. Наличие расчета потребностей в финансовых ресурсах на введение ПО, учитывающей все основные статьи расходов |
10.2. Наличие утвержденной схемы финансирования основных расходов по введению ПО с учетом бюджетов всех уровней и внебюджетных средств | |
10.3. Наличие включенности вопросов финансирования введения ПО в среднесрочные региональные программы развития региона (района, школы или системы образования) | |
10.4. Объемы и процент от потребности финансовых ресурсов, необходимых для введения ПО (в целом и по главным статьям расходов) | |
11. Коммуникационная готовность |
11.1. Наличие связей с федеральными и региональными структурами и конкретными специалистами, обеспечивающими ресурсное и управленческое сопровождение введения ППП и ПО в регионе, районе, школе |
12. Управленческая готовность |
12.1. Наличие документированной региональной / муниципальной/ школьной модели управления введением ППП и ПО, содержащей распределение целей, функций управления, описание организационной структуры, регламентов и механизмов управления и встроенной в программу введения профильного обучения |
12.2. Наличие региональной / муниципальной / школьной системы мотивации, стимулирования и поддержки кадров к введению ППП и ПО | |
12.3. Владение системой индикаторов оценки готовности к введению ППП и ПО и использование этой системы | |
12.4. Наличие в регионе / районе / школе системы мониторинга и оценки готовности к введению ПО |
Полезная информация:
Активизация словаря младшего школьника
О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский ратовал за развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло ...
Содержание деятельности социального педагога по организации
профессионального самоопределения старших школьников
В целях правильного выбора профессии необходимо управление данным процессом, которое осуществляется социальным педагогом. Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии учащимися социально ...
Формирование связной монологической речи в онтогенезе
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога перехо ...