Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Проблема оценки готовности к введению профильного обучения

Страница 3

Анализ практики различных регионов Российской Федерации показывает, что введение ППП и ПО должно проходить по мере готовности образовательных систем. Это требует соответствующих инструментов, среди которых следует выделить два взаимосвязанных:

– индикативное планирование введения ППП и ПО;

– мониторинг готовности к введению ППП и ПО.

Индикативное планирование – тип, способ планирования, противопоставляемый обычно жесткому директивному типу планирования и предполагающий, в частности, выделение главных оцениваемых параметров и индикаторов, планирующих желаемое состояние объекта (предмета) планирования, а также последующее отслеживание и оценку его реального состояния в соотнесении с целевым . В рассматриваемом нами случае параметры и индикаторы могут относиться как к оценке собственно введения профильного обучения, так и к оценке готовности системы (школы) к такому введению (А.М. Моисеев, С.С. Кравцов).

Предмет индикативного планирования – система, явление, процесс, по отношению к функционированию, стабилизации и развитию которого осуществляются действия планирования (мониторинга, оценки). В данном случае таким предметом является введение профильного обучения (переход на профильное обучение) в системе общего образования, а в более широком понимании – обозначенное масштабное нововведение и его социальное окружение, контекст, в котором оно осуществляется.

Мониторинг – наблюдение за каким-либо процессом в динамике с целью выявления его соответствия желаемому результату; система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о функционировании образовательной системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития.

В концептуальных и программных материалах по введению ППП и ПО большинства экспериментальных регионов организация мониторинга готовности образовательных систем к введению ППП и ПО не предусмотрена.

Опыт ряда регионов РФ показывает, что "в территориях, где были также определены критерии и показатели по отношению к образовательному учреждению, а у образовательного учреждения по отношению к отдельным педагогам – достигнуты положительные результаты". Таким образом, вопрос эффективности мониторинга – это в значительной степени вопрос о качестве критериев мониторинга, показателей и соответствующих им индикаторов.

Оцениваемые параметры – отдельные значимые стороны, компоненты, аспекты, характеристики, переменные предмета планирования (мониторинга, оценки), специально выделяемые и отражаемые в индикативном плане и являющиеся основой для установления характерных индикаторов. Оцениваемые параметры обычно определяются путем системного анализа предмета планирования, выявляющего его ключевые компоненты, аспекты, важнейшие характеристики без потери целостности объекта.

Данные – первичная основа для получения значимой информации о предмете планирования и окружающей его среде, преобразуемой в требуемые (нормативные, плановые) характеристики этого предмета или служащие основой для выводов о его состоянии в соотнесении с поставленными целями. В общем массиве данных выделяют релевантные данные, подходящие для выводов, относящиеся к делу, в отличие от избыточных, ненужных, не соответствующих решаемой задаче данных.

Индикатор – доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта; в экспериментальной ситуации индикаторы замещают, обнаруживают и представляют другие характеристики измеряемого объекта, обычно недоступные наблюдению. Существенно наличие связи "Индикатор – характеристика". Система индикаторов – взаимосвязанная совокупность индикаторов, позволяющая получать необходимую и достаточную информацию о состоянии оцениваемых параметров и предмета планирования (мониторинга, оценки) в целом. Значения индикаторов – количественные величины или качественные характеристики, описывающие конкретное состояние индикатора. Единица измерения – количественное или качественное выражение оцениваемых параметров и индикаторов, соответствующее их специфическому характеру и позволяющее выявить, измерить и оценить его состояние. Целевые значения индикаторов – значения индикаторов, соответствующие поставленным целям и свидетельствующие об их достижении. Достижение целевых значений индикаторов является признаком, на основании которого осуществляется оценка ситуации, или – критерием оценки (в нашем случае – оценки готовности образовательной системы к введению ППП и ПО).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Виды и формы дизартрии
Бульбарная дизартрия Чем ближе очаговое поражение располагается к стволу мозга, тем вялый паралич становится более распространенным, а дизартрия – менее избирательной. В случае поражения самого вещества продолговатого мозга развиваются наиболее тяжелые формы бульбарной дизартрии с невнятной, " ...

Деятельность классного руководителя по половому воспитанию подростков
Объективная сложность проблемы полового воспитания заключается в труднопреодолимом противоречии между интимно-личностным характером межполовых отношений и общественным характером образования. Вместе с тем, подрастающее поколение нельзя предоставлять самому себе или оставлять в сфере влияния «сексуа ...

Особенности творческого мышления у младших школьников
Отличительный признак творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru