Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Образование и воспитание » Профильное обучение в Российской Федерации » Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема

Страница 8

В то же время в ряде случаев существует и противоположный риск уклонения профильного обучения в начальную профессиональную подготовку, когда цели и содержание профильного образования диктуются исключительно требованиями профессиональной сферы. Так, Г.К. Болотина отождествляет профильное образование с начальной профессиональной подготовкой, предлагая включить в качестве профильных курсов "дисциплины профессионального цикла", а требования к выпускнику профильной старшей школы выстроить в соответствии с требованиями профессионально-квалификационной характеристики .

Более широкий ракурс рассмотрения позволяет увидеть иные аспекты проблемы профильного обучения, обозначенной нами как "школа – профессиональная сфера". К настоящему времени продолжается процесс выстраивания "многопрофильности" общего и многоуровневость (многоступенчатость) профессионального образования. На сегодня иерархия предпрофессионального и профессионального образования включает в себя:

– старшую общеобразовательную школу различных типов, в том числе: "обычную" общеобразовательную школу; школу с углубленным содержанием отдельных предметов; школу, реализующую индивидуальные учебные планы учащихся на старшей ступени; лицеи, гимназии; однопрофильные школы; многопрофильные школы; муниципальные образовательные сети профильного обучения и т. д. Кроме того, общее образование реализуется по сетевому принципу в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Значительную долю "профильности" добавляют в содержание общего образования национально-региональные и местные компоненты его содержания;

– начальную профессиональную подготовку, осуществляемую либо на старшей ступени общеобразовательной школы, либо в учебно-курсовых комбинатах, в технических школах, на различного рода курсах, в том числе коммерческих, либо непосредственно на предприятиях и в организациях;

– три ступени в учреждениях начального профессионального образования: подготовка на уровне начальных первого и второго рабочего разряда квалификации; уровень начального профессионального образования (в традиционном понимании – уровень ПУ) – 3-й, 4-й квалификационные рабочие разряды; так называемый "повышенный уровень начального профессионального образования" – 4-й, 5-й рабочие разряды;

– два уровня в учреждениях среднего профессионального образования: базовый и повышенный;

– в учреждениях высшего профессионального образования действовавшая ранее система высшего образования со сроком обучения, как правило, 5 лет и единой квалификацией дополнена четырехлетней программой подготовки бакалавров и, сверх того, одно-двухлетней – магистров. Кроме того, введена и двухлетняя программа обучения, отнесенная к уровню неполного высшего образования.

Для того чтобы учащийся, студент, специалист мог свободно и уверенно продвигаться в образовательном пространстве по уровням, ступеням (по вертикали) и этапам, формам (по горизонтали) необходимы согласование, стыковка образовательных программ от базового общего образования до последипломного образования. Иными словами, преемственность означает, что "выход" из одной ступени этапа образования должен естественным образом "стыковаться" со "входом" в последующую ступень, этап. Для этого необходима сквозная стандартизация уровней и ступеней образования, основывающаяся на единых целях всей системы непрерывного образования.

Как уже говорилось, многопрофильность и многоуровневость (многоступенчатость) образовательных программ уже складывается в общеобразовательных учреждениях, в профессиональных лицеях, колледжах, вузах. Но парадокс заключается в том, что разные звенья системы образования в силу традиционной разобщенности выстраивают свою многопрофильность и многоуровневость только для себя, порознь: в общем образовании она своя, в начальном профессиональном образовании своя, в среднем профессиональном – своя, в высшем – своя. Учреждения последипломного образования работают сами по себе. Точно так же и профильное обучение общеобразовательная школа либо создаёт "для себя", либо вынуждена подстраиваться под специфику доминирующего в данном районе (регионе) уровня и типа высшего образования. В результате при всех положительных моментах роста многообразия образовательных систем и образовательных программ складывается ситуация разрыва образовательного пространства, разрушения базового принципа преемственности образования.

К числу социально-педагогических проблем III группы ("школа – общество") относится прежде всего риск усиления социальной дифференциации общества вследствие введения профильного обучения. Как справедливо замечает по этому поводу П.С. Лернер, "профильное образование не должно способствовать социальной расслоенности: должен быть предоставлен общий старт равных возможностей, но разных результатов, например, с технико-технологического профиля можно идти дальше в МГТУ им. Н.Э. Баумана, отраслевой инженерный вуз, колледж, на курсы водителей автобусов или учеником в ремонтную бригаду… Аналогичный подход должен реализовываться, например, на медико-биологическом профиле… одни пойдут на вступительные экзамены в медицинские институты, другие – в медицинские училища (колледжи), третьи – на сестринские курсы и т.п.".

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Общие принципы физического воспитания
К общим принципам физического воспитания относятся принцип связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой; принцип всестороннего развития личности; принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Принципом связи физического воспитания с трудовой и военной подготовкой с ...

Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами
Целью нашего исследования является изучение состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1.Исследование состояния звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами. 2. ...

Формирование перечня тестовых заданий. Тест как средство измерений знаний
Тест как средство измерения является результатом теоретического и экспериментального анализов. Теоретический анализ использует операциальные определения при оценке знаний, в качестве экспериментальных индикаторов которых выступают контрольные задания. Основываясь на системном подходе можно рассматр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru