Узнавание, воспроизведение и припоминание

Воспроизведение – существенный компонент памяти.

Воспроизведение может протекать на трёх уровнях: узнавание, само воспроизведение, припоминание.

Узнавание – самая простая форма воспроизведения. Узнавание – это появление чувства знакомости при повторном восприятии чего-либо.

Воспроизведение – более «слепой» процесс, он характеризуется тем, что образы, закреплённые в памяти, возникают без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов. Узнать легче, чем воспроизвести.

При непреднамеренном воспроизведении мысли, слова и т. д. вспоминаются сами собой, без всякого сознательного намерения с нашей стороны. Причиной непреднамеренного воспроизведения могут быть ассоциации. Здесь мысль следует за ассоциацией. При преднамеренном воспроизведении ассоциации следуют за мыслью.

Если воспроизведение связано с затруднениями, мы говорим о припоминании.

Припоминание – наиболее активное воспроизведение, оно связано с напряжением и требует определённых волевых усилий. Успех припоминания зависит от понимания того, в какой логической связи забытый материал находится с остальным материалом, сохранившимся в памяти хорошо. Важно вызвать цепь, ассоциаций, которые косвенно помогают припомнить необходимое. К. Д. Ушинский давал такой совет учителям: не подсказывать нетерпеливо ученику, старающемуся припомнить материал, так как полезен сам процесс припоминания, - то, что удалось припомнить самому ребёнку, будет в дальнейшем помниться хорошо.

Припоминая, человек пользуется различными приёмами:

1) намеренное использование ассоциаций – мы воспроизводим в памяти разного рода обстоятельства, непосредственно связанные с тем, что надо припомнить в расчёте на то, что они по ассоциации вызовут в сознании забытое;

2) опора на узнавание (забыли точное отчество человека – Пётр Андреевич, Пётр Алексеевич, Пётр Антонович – думаем, что попав случайно на правильное отчество, мы сразу узнаем его, испытав чувство знакомости).

Припоминание – сложный и очень активный процесс, требующий упорства и находчивости. Главным из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, является её готовность – умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент. Психолог К. К. Платонов обращал внимание на то, что есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мёртвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову». У других же багаж может быть и меньшим, но в нем всё под рукой, и в памяти всегда воспроизводится всегда именно то, что нужно.

Полезная информация:

Виды занятий по аппликации в старшей группе
Индивидуальные и коллективные формы аппликации могут быть различного содержания. В зависимости от этого принято подразделять занятия по видам. Сюда включается предметная, сюжетно-тематическая и декоративная аппликация. Каждый из этих видов ставит перед ребенком определенные задачи, связанные со спе ...

Роль свободы и авторства в развитии ребенка
Свобода является философской категорией; в самом общем смысле означает способность человека самостоятельно определять свои поступки, действовать по своему усмотрению, на основании собственного решения. Проблема свободы получила наиболее полное содержательное раскрытие в 60-80-е гг. у ряда экзистенц ...

Особенности психо-речевого развития детей-воспитанников дома ребенка
Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети первых трех лет жизни, временно или навсегда оставшиеся без попечения родителей. Главная задача, стоящая перед коллективом этого учреждения обеспечить своевременное физическое и психическое развитие детей, подготовить их к жизни в обще ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru