– квалифицированных кадров, способных реализовать программы профильного обучения в пределах одного образовательного учреждения;
– возможности деления классов (параллелей) на необходимое количество профильных подгрупп;
– опыта организации профильного обучения в школе с одним-двумя классами в параллели.
В 2003 г. был проведён опрос выборки, состоявшей из 721 директора школ Москвы (9 административных округов). При этом среди основных проблем реализации профильного обучения названы следующие.
● Не подготовлена нормативно-правовая база перехода на профильное обучение.
● Отсутствуют критерии оценки знаний.
● Проблемы выбора профиля: неустойчивость предпочтений учащихся; несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся; незаинтересованность родителей и учащихся; сложности в методике психолого-педагогической диагностики учащихся и т.д.
● Группа проблем, связанная с подготовкой педагогических кадров: недостаток подготовленных кадров для преподавания профильных предметов и элективных курсов, немобильность кадров, низкая квалификация педагогов, неготовность работать по углублённым программам; перегрузка учителей.
● Группа проблем, связанная с работой в системе "школа-вуз".
● Трудности в достижении сбалансированного соотношения часов в учебном плане. Сложности перехода на индивидуальный учебный план.
● Неопределенность в системе "профиль – ЕГЭ".
● Недостаточное учебно-методическое обеспечение профильного обучения; трудности в процессе адаптации программ при организации индивидуальной образовательной траектории под конкретного учащегося.
Представляет интерес и взгляд "с другого берега" связки непрерывного образования "школа – вуз", обеспечить которую в значительной степени призвано профильное обучение в старшей школе. Представители вузов называют несколько иной ряд проблем, препятствующий развитию профильного обучения:
– администрация школ неохотно идёт на изменение учебного процесса – на создание классов с профильными, интегрированными курсами по предметам. При этом своих предложений по курсам с углублённым изучением предметов администрация, как правило, не выдвигает, за исключением отдельных случаев (гимназии, лицеи и экспериментальные площадки);
– администрация школ использует полученные от родителей средства не по прямому назначению, что вызывает справедливые нарекания со стороны родителей и отток учащихся на подготовительные курсы при том же вузе;
– наблюдается ощутимая нехватка квалифицированных учителей для работы в профильных классах (или нежелание учителей работать в таких классах);
– главная проблема состоит в том, что в существующих условиях не удаётся организовать профильный класс при наличии в школе менее трёх класскомплектов, так как сильна ориентация школы на вуз, а не на профиль.
Основную неудовлетворённость учащихся профильных классов, по данным С.Н. Рягина, вызывает перегрузка (94%).
Как видим, наибольшее беспокойство различных групп населения вызывают две сквозные и взаимосвязанные проблемы: организационная и кадровая. Однако обе проблемы вполне могут быть решены посредством сетевого сотрудничества школ, как это будет показано нами в п. 2.4 настоящей диссертации. Однако, помимо этих, лежащих "на поверхности" трудностей введения профильного обучения, существует и ряд более глубоких. Анализ позволил сгруппировать их по трём основным типам: психолого-педагогические, организационно-педагогические и социально-педагогические проблемы.
Ряд психолого-педагогических проблем, вызванных дифференциацией обучения, был осмыслен на основе опыта работы школ с углублённым изучением отдельных предметов в 1960–1980-х гг. В частности, отмечает М.А. Кондратьева, в процессе развития отечественных школ с углублённым изучением отдельных предметов преодолевалось противоречие между необходимостью создавать оптимальные условия для развития задатков и способностей, интеллектуальной культуры учащихся и серьёзными недостатками процесса духовного и нравственного формирования личности, специфичными для школы данного типа (тенденции элитарности, известная переоценка отдельными учащимися своих возможностей, элементы карьеризма в поведении, претензии на определённую исключительность и особую одарённость). Обозначенная проблема будет снята на этапе массового введения профильного обучения. Однако она остаётся по-прежнему актуальной в настоящее время, когда профилированием охвачены далеко не все школы, и усугубляется в ситуации, когда вместо профильного обучения реализуется углублённое.
Специфика профильного и углублённого обучения как различных образовательных феноменов была выявлена С.Н. Рягиным:
– углублённое обучение нацелено на самореализацию личности; углубление содержания образование направлено на обогащение и уточнение понятийного аппарата, увеличение числа рассматриваемых закономерностей, усиление системности излагаемого материала; основным средством освоения углублённого материала выступает работа с учебным текстом и учебными задачами;
Полезная информация:
Анализ показателей экспериментальной и контрольной групп в ходе
педагогического эксперимента
В контрольной группе применялась традиционная система проведения уроков физической культуры, рекомендованная программой по физическому воспитанию, где девушки выполняли обще-развивающие упражнения, гимнастику, спортивные игры, легкоатлетические упражнения и элементы художественной гимнастики. В экс ...
Проектирование системы дидактических игр, направленных на развитие
активного и пассивного словаря детей 2-го года жизни
Предлагаемая система дидактических игр разработана по методике доктора психологических наук Е.А.Бондаренко «Дидактические игры для детей от года до трех лет». Данная методика включена автором в серию «Здоровый ребенок», которая включает в себя развитие познавательных процессов, мотивационно-потребн ...
Место художественной литературы на уроке истории и принципы
ее отбора
Основные знания по истории учащиеся получают через рассказ учителя. Нити рассказа прокладывают в сознании детей связи с прошлым народа и страны. Слово учителя, предельно точное, полное стремительной мысли и неподдельного чувства, во многом предопред ...