Таким образом, образовательные цели в ходе туристско-краеведческой и эколого-натуралистической деятельности были достигнуты; об этом свидетельствует даже нехитрая методика исследований с использованием тестовых заданий, практических и полевых работ, тематических экологических экспедиций. По предметным курсам и в целом по школе увеличилось качество знаний учащихся.
Особое место в исследованиях заняло изучение уровня воспитанности учащихся. Реализация всех задач предполагала, что уровень воспитанности учащихся 5-х классов и всего школьного ученического коллектива значительно возрастет, однако отсутствие и однобокость имеющихся методик по мониторингу уровня воспитанности подтолкнули к поиску специфических для данной темы эксперимента. Были подготовлены диагностические карты, которые позволили охватить значительный спектр личностных характеристик учащихся, проведен психолого-педагогический анализ личности каждого школьника с участием классных руководителей, педагогов-предметников, родителей и общественности. Так, в основу психолого-педагогических исследований легло выявление основной группы препятствий, которые сдерживают развитие личности вообще и личности школьника, особенно. К таким препятствиям были отнесены следующие: социальные, субъективные и материальные. К социальным препятствиям были отнесены все средовые преграды: работники школы, друзья, сверстники, социально- культурная атмосфера. Субъективные или личностные препятствия формируются в ходе становления личности и включают в себя эмоционально-волевые, поведенческие показатели личности, компоненты структуры личности и зависят, во многом, от когнитивных (наследственных) причин. Материальные препятствия включили в себя степень материального обеспечения всего образовательного процесса, благосостояние семьи ребенка (см. схему). Так, при ответе на тестовый вопрос: «Какие источники психолого-педагогического дискомфорта препятствуют вашему образованию и самовоспитанию?» была отмечена динамика снижения таких видов препятствий для образования и самовоспитания школьников, как социальные (от 12% на начало до 5% на IV год исследований), субъективные - с 16% до 11% соответственно. При относительной невозможности школьников влиять на показатель материальных препятствий, наблюдается некоторое снижение их доли с 45% до 44% за счет стабилизации экономики в селе и в регионе в последние годы. Явно прослеживается тенденция значительного увеличения доли школьников, видящих отсутствие препятствий для образования и самовоспитания личности в следствии развития коммуникативных возможностей, разновозрастного коллективизма, активной жизненной позиции с положительной мотивацией. При многократных опросах, выявляющих у школьников виды препятствий для обучения, полноценной общественной жизни в школе, все меньше школьников отмечают такие препятствия, как личную скованность, общественную изолированность, личностный дискомфорт в школьной среде. Активные и постоянные члены школьного клуба отличаются устойчивыми личностными позитивными качествами, что в целом свидетельствует о положительных результатах исследований, которые могут стать основой для внутришкольного эксперимента по данной теме.
Следует отметить, что возросший уровень обученности школьников в вопросах экологической грамотности значительно снизил уровень правонарушений среди детей, способствовал формированию у детей позитивных личностных качеств: коммуникативность, верность школьным традициям, взаимовыручку, сострадание ближним, самодостаточность. Всеохватное и содержательное участие школьников во всех начинаниях, связанных с природоохранной деятельностью, позволяет утверждать, что модель туристско-экологического образования, воспитания и развития учащихся эффективна, носит кумулятивный характер, нацелена на перспективу и, самое главное, она востребована и имеет поддержку в обществе. Являясь, по существу, разовой акцией в школе, данные исследования легли в основу глубокой и масштабной деятельности в рамках села, Таскалинского района, а по некоторым аспектам туристско экологического всеобуча – и в области.
Полезная информация:
Роль взрослого в формировании элементов математических представлений у
дошкольников
Влияние семьи на развитие математических представлений дошкольников. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности - способностей ...
Гигиена умственной работы
Отличительной особенностью утомления при умственной работе является то, что человек не сразу его замечает, хотя в действительности продуктивность труда падает. Следует отметить, что умственная работоспособность прежде всего зависит от характера выполняемой работы, который можно отобразить типом дея ...
Философско – педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй
половине XX столетия
В 50 – 60 гг., страна, пережив ужасы Великой Отечественной войны, постепенно возвращалась к мирной жизни, одной из проблем которой стала школа, поиски оснований новых педагогических устремлений. По сравнению с предыдущим периодом для этого времени характерен возврат к традициям русской педагогики, ...