Учебное кино стало развиваться сразу после изобретения кинематографа братьев Л. и О. Люмьер (1895). В 1898 во Франции снят первый учебный фильм. Начальный этап становления У. к. характеризовался случайностью тематики и научного поиска. В 1908 производство учебных фильмов началось в США, где Т.А. Эдисон снял киноленты «Домик мухи» и «Лягушка». Новый этап в истории учебное кино связан с созданием кинопроекционного аппарата для узкоплёночного кино; в 20–30-е гг. проводились экспериментальные исследования, организовывались специальные центры – центральное бюро педагогических картин (Великобритания), «Люче» (Италия) и др. В начале 20-х гг. в Норвегии, Франции, Венгрии проводились исследования закономерностей восприятия и структуры фильмов; в Йельском университете (США) путём массового эксперимента (1922), давшего благоприятные результаты, изучалось воздействие цикла фильмов на знания учащихся. С конца 40-х гг. учебные фильмы создаются по всем курсам средней и высшей школы, многотысячными тиражами производятся 8-мм киноленты для кассетного кино в США, ФРГ, Чехословакии, ГДР и др.
Первые сведения об учебное кино в России относятся к 1897, в этом же году в Петербурге показывались учебные киноленты. С 1907 картины, снятые на русских кинофабриках, – «Электрический телеграф», «Кровообращение», «Глаз» – демонстрировались на экранах. В фильме «Инфузория» впервые использовалась микрокиносъёмка, в «Опытах с жидким воздухом» – натурная съёмка в научной лаборатории. После Октябрьской революции 1917 сов учебное кино развивалось под влиянием идей Н.К. Крупской, А.В. Луначарского. В 20-е гг. на фабриках Госкино, студиях "Межрабпом-Русь", Пролеткино и др. выпускались так называемые культурфильмы, созданные на документальных материалах. В 30-е гг. начали снимать первые учебные фильмы. С 1933 создавались учебные фильмы по большинству школьных предметов; издавался сборник "Учебное кино" (1933-36), где публиковались статьи А.М. Гельмонта, М.М. Полонского и др. В последующие десятилетия производство учебных фильмов было ориентировано на все уровни образования (школа, профессиональные средние и высшие учебные заведения, специальные курсы).
В 30-е гг. было организовано массовое производство учебных картин, регулярно выходили сборники «Учебное кино» (1933–36), где публиковались статьи А.М. Гельмонта, М.М. Полонского, Ц. Киселева, Б.Х. Толля и др. о методике применения учебное кино. Ряд статей Н.И. Жинкина посвящен исследованиям восприятия учебных фильмов. В конце 30-х гг. в Москве были созданы кинолаборатории «Школфильм» и «Вузфильм», освоившие выпуск монтажных кинолент. С середины 30-х гг. производство учебных фильмов осуществляется в Москве, Ленинграде, Свердловске и Киеве. Учебные кинокартины снимаются также на студиях документальных и научно-популярных фильмов союзных республик. В министерстве просвещения СССР создана сеть фильмотек (свыше 1500), через которые школы получают кинокартины. С 1967 проводится Всесоюзный фестиваль учебных фильмов. Организуются семинары творческих работников и педагогов. В Академии педагогических наук СССР и НИИ высшей школы работают научно-исследовательские лаборатории учебное кино и телевидения. Эра учебного кино закончилась в начале 90 годов 20 века, это было связана с экономическими изменениями в нашем государстве в ходе которых все учебные киностудии были закрыты, а также с началом новой эры видео. Видео благодаря своей доступности, и более дешевому процессу телепроизводства вытеснил кино.
Каждый учебный фильм должен соответствовать программе определенного курса и учебного заведения, для которого он снят, а также педагогическим требованиям и возрастным особенностям учащихся. Содержание учебного фильма доносят до учащихся с помощью выразительных средств кино, специальных видов съемок, мультипликации и т.п.
Полезная информация:
Рекомендации по разработке игрового занятия
Опыт командно-игровой деятельности своеобразен. На результаты каждой игры влияют объективные и субъективные факторы. Последние особенно сильно отражают при игровой деятельности характер личности разработчика и руководителя игры, хотя разграничить их влияние не удается по той причине, что пока это, ...
Органы управления современной школы
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...
Методические рекомендации по использованию дидактических игр как средства
развития наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью
1. Решение задач в образном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми 5-6 лет происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры типа «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машину в гараж» и другие, в которые непосредственно включены разнообр ...