Таким образом, музеи выполняют образовательную и воспитательную функции. Знакомясь с экспозицией музея, изучая историю и культуру своего отечества, родного края, участвуя в поисковых экспедициях, учащиеся проникаются любовью к Родине, своему родному краю. К сожалению, рыночные отношения отрицательно сказались и на музеях. Число музеев сокращается, резко упала их посещаемость. А между тем это истоки нашей истории и культуры. Без них невозможно дальнейшее развитие культуры. Сохранение памятников истории и культуры означает сохранение памяти народной, без которой нет и самого народа.
Детские парки, городки, площадки и зоопарки представляют собой центры культуры и отдыха детей и подростков с использованием природных факторов. В этом состоит их неповторимое своеобразие. Они решают проблему не только отдыха, но и экологического воспитания. Общение с природой дает детям не только заряд бодрости, но и воспитывает благородное чувство любви к ней, заботы об окружающем мире. К сожалению, переход на самоокупаемость и сокращение государственной дотации привело к тому, что многие парки, городки и площадки пришли в полное запустение. Особенно пострадали последние, так как они функционировали фактически на общественных началах.
Важное место в воспитании подрастающего поколения занимают художественно-зрелищные учреждения. Их специфика определяется тем или иным видом искусства. Они приобщают детей и подростков к искусству и воспитывают их эстетически. К ним относятся детские театры, кинотеатры, цирки, центры эстетического воспитания и творчества детей. Их число также резко сократилось. Без поддержки государства и общества эти социальные институты воспитания не могут функционировать.
Комплексными полифункциональными учреждениями культуры являются детские клубы, дома и дворцы культуры, дома и дворцы молодежи и школьников. Клубные учреждения возникли в глубокой древности. Прообразом современного клуба в первобытном обществе являлся так называемый "мужской дом", который выполнял функции крепости, арсенала, музея и клуба. Он являлся, по выражению А.А. Петрова, "лабораторией социального духа и школой общественных навыков" Фактически это был центр воспитания взрослых и детей. В связи с этим в современных условиях идет процесс отбора и трансформации учреждений культуры. Здесь наблюдаются две тенденции - специализация и интеграция детских учреждений культуры. Вместо крупных полифункциональных учреждений культуры появляются профилированные детские учреждения, залы и комнаты компьютерных игр, детские народные филармонии, видеосалоны и дискоклубы. Вместе с тем происходит интеграция этих специальных учреждений культуры в ассоциации, центры, централизованные библиотечные и клубные системы, социально-педагогические комплексы, детские фонды.
М. Коваль отмечает, что спецификой внешкольных учреждений является способ организации педагогического процесса, меньшая наполняемость групп, разнообразие организационных форм занятий. В ее основе лежит добровольный характер выбора детьми работы и участия в ней, возможность смены занятия и перехода от одного кружка к другому, дифференциация учащихся по интересам.
Следующие особенности в организации деятельности детских учреждений культуры выделяет И.Н. Ерошенков:
во-первых, они функционируют в сфере свободного времени, где дети и подростки более раскованы и предоставлены в значительной мере самим себе. Это накладывает свой отпечаток на всю культурно-воспитательную деятельность;
во-вторых, она строится всецело на добровольных началах. Следовательно, только интерес может привлечь и удержать детей и подростков в этих учреждениях;
в-третьих, учитываются возрастные социально-психологические особенности детей и подростков;
в-четвертых, культурно-воспитательная деятельность в детских учреждениях культуры сочетается с отдыхом и раз влечениями, рациональным и эмоциональным воздействием на сознание детей и подростков;
в-пятых, требуется больше разнообразия форм культурно-воспитательной деятельности;
в-шестых, здесь нет строгой регламентации процесса культурно-воспитательной деятельности. Программа подвижна и многогранна, она определяется воспитательными задачами, запросами и интересами детей и подростков.
Исходя из выше обозначенного, можно сделать следующий вывод: система внешкольного воспитание, несмотря на переживаемый ею кризис, остается одним из важных институтов в развитии ребенка уже потому, что позволяет делать выбор, руководствуясь интересами и запросами ребенка. Специфика работы и методов внешкольных организаций позволяет расширять более узкие темы, и работать с определенными запросами.
Полезная информация:
Планирование курса обучения информатике в средней школе
Любая педагогическая деятельность, естественно, должна начинаться с осмысления ее цели. На выбор цели преподавания конкретной дисциплины существенное влияние оказывают целевые установки всей системы образования, место и роль учебной дисциплины в общем содержании образования, ее особенности, интерес ...
Закономерности усвоения звукопроизношения в онтогенезе
Ребенок овладевает речью постепенно, переходя от более простых структур к более сложным. Овладение речью — активный процесс поисков, наблюдений, сравнений, установления отношений и обобщений, нуждающийся в использовании ребенком всех анализаторов. Язык представляет собой совокупность языковых едини ...
Выявление уровня знаний детей о социальной действительности
Воспитание любви к своей Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Уважение к историческому прошлому страны, понимание своеобразия природы, культурного наследия, знание достижений в области науки и искусства является основой для развития чувства собственного достоинства и уверен ...