В параграфе сделана попытка охарактеризовать особенности работы учреждений для детей и подростков, ее цели, специфические методы и задачи, зависящие прежде всего от учреждения.
Все детские культурно-воспитательные учреждения можно подразделить на две группы: многопрофильные и специальные. К многопрофильным детским учреждениям относятся школы и такие внешкольные учреждения, как дома и дворцы молодежи и школьников, дома и дворцы культуры, подростковые клубы, парки .
Специальные детские учреждения - это библиотеки, театры, кинотеатры, станции юных техников, натуралистов, туристов, детские спортивные школы, стадионы, дворцы спорта, детские автогородки, автотрассы, железные дороги, пароходства. Как правило, эти учреждения выполняют инструкторско-методическую, учебно-кружковую и организационно-массовую работу.
Особняком стоят средства массовой информации: детские журналы и газеты, книги, детские радио - и телепередачи.
Помимо детских учреждений и организаций следует отметить также сеть общественных организаций и учреждений, которые ведут большую работу среди детей и подростков. К ним относятся советы содействия семье и школе, советы по внешкольной работе с детьми, работе по месту жительства, депутатские комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, шефские комиссии, советы детских секторов, фонды спонсоров, специализированные фирмы по культурному обслуживанию детей и подростков. Жизнь подсказывает новые организационные формы работы с детьми и подростками. Основные направления их деятельности довольно многогранны. Сюда входят и помощь школе в осуществлении всеобуча, организация работы с детьми и под ростками по месту жительства, организация летнего отдыха детей и подростков, преодоление негативных явлений среди них, нравственное и эстетическое воспитание. Здесь особенно хорошо зарекомендовали себя музыкальные студии и школы искусств, центры эстетического воспитания и творчества детей. Не стоит в стороне от культурно-воспитательной деятельности с детьми и подростками и научная общественность, деятели культуры и искусства. Культурно-воспитательная деятельность ведется в научных обществах школьников. Над детскими техническими кружками шефствуют предприятия. При творческих организациях создаются филармонии для детей и юношества, университеты искусств, лектории.
В стране функционируют пионерские, скаутские, патриотические, казацкие организации. Поле их деятельности составляют экология, помощь больным и престарелым, охрана памятников и захоронений, благоустройство дворов, шефство над приютами. В России вводится институт уполномоченных по правам ребенка. Ослабление пионерского движения в стране остро поставило задачу создания новых детских общественных организаций.
Таким образом, в нашем обществе создается внешкольная педагогическая среда, которая включает в себя общественно-политическую, производственно-экономическую, социально-бытовую, культурную и природно-экологическую сферы. Она оказывает влияние на формирование и развитие личности ребенка.
Удовлетворять культурные потребности призваны прежде всего учреждения культуры. При этом надо иметь в виду, что каждое учреждение культуры имеет свою специфику и свое функциональное назначение, детская библиотека является учреждением, организующим хранение и общественное пользование произведениями печати в целях культурного развития и саморазвития личности ребенка. Свои задачи она решает через комплектование и организацию библиотечного фонда, а также через обслуживание читателей. Своеобразие детской библиотеки состоит в том, что она обслуживает определенные возрастные категории читателей, т.е. детей, подростков и юношей. Это накладывает свой отпечаток на характер деятельности с каждой возрастной группой и требует яркости, образности и эмоциональности форм пропаганды книги (организация детских утренников, сказок, увлекательных путешествий в мир книг, ярких театрализованных представлений). Расширяя коммерческие начала по обслуживанию читателей-родителей, детские библиотеки должны создавать все условия для бесплатного пользования книгой детьми.
Важную роль в нравственно-патриотическом воспитании детей играет музей, по образному выражению А.В. Луначарского - "памятная книга человечества Музеи - это собиратели, хранители и пропагандисты памятников истории и культуры. Первый краеведческий музей в России появился в Весьегонске. В годы Великой Отечественной войны создаются музеи боевой славы, народные музеи, в организации которых большое участие принимают учащиеся. Особенно велика воспитательная роль детских выставок. Они способствуют стимулированию и развитию творчества детей.
Полезная информация:
Стили воспитания в семьях, воспитывающих детей с ДЦП и без данной
патологии: результаты исследования и их обсуждения
При проведения проективной методики Баркан А.И.РОД, целю которой являлось определение стиля воспитания в семьях, воспитывающих ребенка с ДЦП и без данной патологии мы получили данные. Рис. 2. Стили семейного воспитания в семьях, воспитывающих детей с ДЦП и без данной патологии Данные представленные ...
Цель воспитания
Говоря о воспитании, следует прежде всего определиться, что же является его целью? «Знать цель воспитания, значит, уяснить философскую сторону вопроса, которая при том или ином разрешении может коренным образом изменить постановку воспитания. В соответствии с этой целью мы будем вести воспитательны ...
Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство
Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущ ...