Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей
Как видно по данным таблицы 4.1, при оценке учебно-познавательной мотивации выявлено, что у 75% детей низкий уровень развития учебной мотивации. Для этого уровня характерны низкий уровень общего отношения к школе, доминирование внеучебных интересов (игра в компьютер, футбол, телевизор, подвижные игры), отрицательные переживания, связанные со школой, а также преобладание социальных мотивов учения (в основном преобладают мотивы «избегания неприятностей» и мотивы «одобрения»). У 25% детей средний уровень учебно-познавательной мотивации, этому уровню соответствует средний уровень общего отношения к школе и преобладание социальных мотивов учения (общее положительное отношение к школе, но с наличием определенных областей переживания; мотивы учения определяются ориентацией на похвалу, на взаимоотношения с другими детьми и взрослыми).
Интересно, что 62,5% выделяют в качестве отрицательных переживаний, связанных со школой, невозможность ответить на уроке, когда они этого хотят. Это может говорить о стремлении детей к получению положительных оценок, к одобрению. А также 4 человека не любят перемены, объясняя это тем, что на них постоянно шумно. Это может свидетельствовать о проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, а также о стремлении побыть одному.
Проследив особенности взаимоотношений в классе с одноклассниками, мы заметили, что многие воспитанники общаются друг с другом, а отношений с одноклассниками практически не бывает, за исключением редких случаев, когда воспитанники детского дома обладают повышенным стремлением к общению, чувством юмора, и умеют организовать вокруг себя других детей. Это характерно для детей со средним уровнем учебной мотивации. Таким образом, общение складывается лишь в том случае, когда ребенок из детского дома, сам выступает организатором этого взаимодействия.
При анализе познавательной мотивации детей, необходимо заметить, что многие дети (62,5%) в качестве основного любимого занятия выбирают игровую деятельность. При чем, игра для них может занимать первостепенное место, как в школе, так и дома. Это может говорить о том, что дети «не доиграли» в дошкольном детстве, вследствие особенностей своей социальной ситуации.
2. Диагностика уровня самооценки.
Методы исследования уровня самооценки:
самооценка учебных действий (методика А.И. Липкиной «Три оценки»);
оценка при помощи шкалы Дембо-Рубинштейн, и использования метода экспертных оценок.
Самооценка учебных действий: Для определения самооценки учебных действий мы основывались на методике А.И. Липкиной «Три оценки». Мы предлагали ребенку выполнить письменное задание, по школьному материалу, и самому себе поставить оценку, которую, по его мнению, работа заслуживает. Затем работа оценивалась нами, и выслушивались комментарии детей по поводу того, почему они поставили себе ту, а не иную оценку. Мы сопоставляли эти оценки.
Совпадение двух оценок говорит об адекватности самооценки ребенка.
Возможно не совпадение оценок взрослого и ребенка, при этом может быть два варианта. Первый: ребенок поставил себе оценку, выше взрослого, при этом он не заметил очевидных и не вполне очевидных дефектов своей работы, нисколько не усомнился в правильности ее выполнения; это говорит об отсутствии самокритичности, о завышенной, неадекватной самооценке. Второй: ребенок оценил свою работу ниже, чем взрослый, обратил внимание на незначительные дефекты в ее выполнении; это свидетельствует о повышенной самокритичности, о заниженной самооценке.
Полезная информация:
Основы формирования культуры движений младших школьников
Когда вы наблюдаете за совершенными движениями выдающегося гимнаста, выполняющего сложное упражнение на спортивном снаряде, легким, непринужденным бегом спринтера, полными грации и выразительности движениями мастеров балета, то вряд ли задумываетесь над тем, что в основе этих великолепных образцов ...
Педагогические технологии в
системе дистанционного образования
1.Проблема организации учебного процесса в дистанционной форме чрезвычайно актуальна. Ее актуальность обусловлена несколькими причинами. Прежде всего, упорным нежеланием подавляющего большинства организаторов обучения в дистанционной форме признать тот факт, что речь должна идти не только об исполь ...
Основные методы, виды и структура дидактической игры
В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы). Различают общую и частную дидактики. Обща ...