Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами дислексия и дисграфия. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. Их основным симптомом является наличие стойких специфических ошибок, возникновение которых у учеников общеобразовательной школы не связано ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с нерегулярностью школьного обучения. Дислексия и дисграфия обычно встречаются в сочетании.
Установлено, что нарушения письма у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития речи, когда страдают и фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая системы речи. Дисграфические ошибки при отсутствии коррекционных занятий сохраняются в письме школьников и в последующие годы. Поэтому чрезвычайно важным является раннее выявление дисграфии у младших школьников. С этой целью логопеды школьных логопедических пунктов в сентябре раздают тексты специально подобранных диктантов учителям 2-4 классов. Из написанных учениками диктантов логопед отбирает те, в которых встречаются дисграфические ошибки.
Характеристика специфических ошибок письменной речи.
1. Ошибки на уровне буквы и слога:
1.1. Пропуски букв и слогов. Они говорят о том, что ученик не выделяет в составе слова всех его компонентов. Чаще всего пропускаются буквы, которые обозначают гласные звуки, например, «рак» – «рк», «рыба» – «рба», «корова» – «крва». Буквы, которые обозначают согласные звуки, часто пропускаются при стечении согласных в слове, например, «стол» – «сол», «скрипка» – «скипка».
1.2. Вставление лишних букв в слово. Чаще всего это случается при стечении согласных, например, «тигр» – «тигар», «зубр» – «зубер».
1.3. Перестановки букв и слогов, например, «дрова» – «двора», «вертолёт» – «ветролёт»
1.4. Застревание на определённых буквах и слогах, например, «ходила» – «ходидила», «дерево» – «девево».
1.5. Замены букв. Указывают на то, что ученик выделил в составе слова звук, но для его обозначения выбрал неправильную букву. Это бывает в таких случаях:
- при нечётком различении глухих и звонких, твёрдых и мягких согласных, «лифт» – «ливт», «любит» – «лубит». Очень распространённым является смешение свистящих и шипящих звуков, «старушка» – «старуска», «железо» – «зелезо»
- при недостаточном закреплении связи между звуком и зрительным образом буквы – при нечётком различении букв, которые имеют сходство в написании. В этих заменах совпадает написание первого элемента двух букв. После написания первого элемента ученик не может дальше дифференцировать тонкие движения руки. Он или неправильно передаёт количество однородных элементов (и – ш, л – м, п – т), или ошибочно выбирает следующий элемент (и – у, Г – Р, б – д).
У некоторых детей эти ошибки переходят и в чтение.
2. Ошибки на уровне слова:
2.1. Раздельно написание частей слова наблюдается в таких случаях
- когда приставка или начальная буква слова напоминает предлог, союз или местоимение. Например, «называть» – «на зывать», «ядовитый» – «я довитый»
– при стечении согласных, «брали» – «б рали»
2.2. Слитное написание слов: – слитное написание предлога или союза с последующим словом, «в классе» – «вклассе», «с мамой» – «смамой»
- слитное написание двух самостоятельных слов, «все дети» – «вседети». В тяжёлых случаях все слова в предложении сливаются в одно, «Ягулялнаулице».
– морфологические ошибки. Неправильное словообразование при помощи приставки и суффикса, «безусый» – «безусатый», «коровий» – «коровный».
3. Ошибки на уровне предложения и словосочетаний:
3.1. Отсутствие заглавной буквы в начале предложения
3.2. Отсутствие точки в конце предложения
3.3. Неправильная связь слов в предложении или словосочетании:
– неумение правильно использовать грамматические категории рода и числа («пять ёлочков», «наступил ночь»)
– неправильный порядок слов в предложении («Мы ездили к бабушке летом и на море»)
Психологическое обследование обнаруживает, что в ряде заданий дети с нарушениями письма испытывают существенно большие трудности, чем дети без нарушений. Характерным для детей с нарушениями письма является тот факт, что обнаруженные нарушения образуют определённые виды объединений. Наиболее распространены такие:
Полезная информация:
Задачи и содержание обучения сюжетному рисованию в разных
возрастных группах
Основная цель сюжетного рисования – научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Возможно ...
Развитие наглядно-образного мышления дошкольников с интеллектуальной
недостаточностью
Определение уровня психического развития ребенка является важнейшим направлением в деятельности дефектолога. Задачи такого рода часто возникают в процессе воспитания детей. Причиной обращения к специалистам подобного рода являются дисгармонии в становлении личности, нарушение общепринятых норм и пр ...
Развитие самосознания и самооценки в юношеском возрасте
Самосознание – способность человека выделить себя из окружающей среды и определить в ней свое отношение. Самосознание лежит в основе самооценки, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой . Существуют несколько трактовок понятия самооценки. Дадим некоторые из них. ...