Переход к третьему тысячелетию связан с технологической революцией, которая охватывает все виды человеческой деятельности. Сфера применения технологии расширяется, технологический подход распространяется на все стороны общественной жизни, в том числе, и на социальное управление, науку, образование. Технология становится существенным фактором развития общества.
Меняющиеся условиях требуют от человека готовности ориентироваться в современной технологической действительности, выбирать оптимальные способы деятельности на основе осознания своей ответственности за этот выбор, результаты и последствия их применения для существования цивилизации, а также быстрой адаптации без стрессов и потрясений к меняющейся социальной и технологической среде. Технологическая подготовка становится необходимой для любого человека, его общего и профессионального образования.
Сказанное ведет к переосмыслению феномена технологической подготовки в школе, определению места последней в общем образовании. Сама по себе постановка теоретических и практических проблем, связанных с технологической подготовкой школьников, не является для отечественной педагогики и практики школы чем-то новым. Необходимость изучения технологии в рамках политехнического образования как теоретическая, так и практическая задача отмечалась на разных этапах развития школы и педагогической науки.
Традиционно в педагогической теории и школьной практике овладение технологией рассматривалось в качестве обязательного элемента политехнического образования школьников, наряду с изучением техники, экономики и организации производства. Практически все ученые-политехнисты (П.Р.Атутов, Ю.К.Васильев, А.Г.Калашников, М.Н.Скаткин, С.М.Шабалов и др.) подчеркивали необходимость включения знаний о технологии в содержание политехнического образования в школе. Технологическая подготовка при таком подходе выступает важным средством адаптации выпускника школы в сфере материального производства, сфере современной техники.
В целом изучение технологии было ориентировано на подготовку школьников к непосредственному систематическому участию в производительном труде. Как правило, технологическая подготовка школьников своими целями и содержанием охватывала области промышленного и сельскохозяйственного производства, перспективы их развития.
В ряде работ по политехнизму (П.Р.Атутов, С.У.Калюга) область политехнического образования расширяется за счет меняющегося представления о технике не только как материально-орудийных средствах, но и включающей в себя определенные научно-технические знания. Политехническая подготовка в этом случае выходит за рамки изучения только производственной техники. Политехнизм рассматривается уже как подготовка к труду в сфере современной техники вообще, не ограничиваясь только материальным производством.
Задачи же технологической подготовки школьников при таком понимании будут решаться в том случае, когда показывается применение естественнонаучных закономерностей в технологических процессах, раскрывается то общее, что характеризует все отрасли производства, создаются возможности для переноса знаний и умений в новые условия, где подчеркивается, тем самым, актуальность
данной работы.
Цель исследования
– выявить значимость политехнических основ в технологической подготовке школьников на уроках технологии в 11 классе.
Объект исследования
– учебный процесс в контексте технологической подготовки учащихся.
Предмет исследования
– применение политехнических основ в обучении технологии.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи
:
- проанализировать существующие в педагогике подходы к применению политехнических основ в процессе технологической подготовки учащихся;
- определить роль и место политехнических основ в структуре образовательного процесса обучения технологии
- разработать методические материалы, позволяющие показать значимость политехнических основ в обучении учащихся 11 классов на уроках технологии;
- экспериментально проверить возможность обучения учащихся на уроках технологии с использованием разработанной структуры совместной учебно-творческой деятельности учащихся и преподавателя и с применением политехнических основ.
Методы:
– анализ теоретических источников по теме исследования;
– обобщение передового опыта ученых-педагогов;
– наблюдение;
– беседа;
– поиск решения педагогических ситуаций;
– анализ работы учащихся;
– педагогический эксперимент.
Полезная информация:
Дидактические основы использования технических
средств обучения и воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетания. живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рац ...
Политехнический принцип
Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехнического образования. Практическая реализация политехнического принципа в обучении квалифицированных рабочих выдвигает определенные требования к содержанию и методике теоретического и производственного об ...
Основные принципы и методы коррекционной работы
Корекционно – образовательная работа строилась на основе программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). При работе над коррекцией речи мы опирались на следующие п ...