Для более эффективного раскрытия темы выпускной квалификационной работы мы рассмотрим такой аспект деятельности социального педагога в УНПО, как формирование социально – профессиональной компетенции учащихся. Это новое направления в теории и методики профессионального образование, и в эмпирическом исследовании мы попытаемся адаптировать комплекс методов и методик по формированию СПК, разработанный Нагимовой Н. И. к современным реалиям системы НПО и деятельности социального педагога в УНПО, а также проследим связь СПК с качеством НПО.
Анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что в настоящее время категория «социально-профессиональная компетентность» характеризуется неопределенностью понятийного поля.
Социально-профессиональная компетентность – это целостное новообразование личности будущего рабочего, определяющееся системой сформированных мотивов, ценностных ориентаций, личностных свойств, функциональных знаний, осознанных умений и навыков, обеспечивающих успешное решение задач социального взаимодействия, адаптации и самореализации в профессиональной деятельности.
В контексте нашего исследования данное новообразование обучающихся проявляется в профессиональной среде и обеспечивает продуктивное выполнение социально-профессиональной деятельности. Оно обуславливает готовность к решению социальных и профессиональных задач в контексте будущей деятельности рабочего.
Социальные задачи: выбор и определение значимых социальных ценностей и ценностных ориентаций; реализация социальной активности на основе мотивации, целеполагания и инструментальной основе; взаимодействие в профессиональных группах, на основе навыков общения.
Профессиональные задачи: успешное овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками как профессиональными ценностями; реализация профессиональной активности в приемах, операциях, действиях, целостной профессиональной деятельности; готовность к быстрой адаптации, самоорганизации и самореализации в профессиональной деятельности на рабочем месте.
В педагогической науке процесс профессиональной адаптации рассматривается в двух аспектах: с одной стороны выделяется собственно профессиональная адаптация, определяющаяся достигнутым уровнем профессионального мастерства, а с другой стороны – социально-психологическая адаптация, которая характеризует включенность в систему профессиональных межличностных связей и отношений, освоение новых норм поведения и ценностей. Адаптированность – это важный этап процесса профессионального становления личности будущего рабочего, характеристика успешности его вхождения в социально-профессиональную и профессионально-деятельностную сферы.
Понимание сущностной характеристики и специфики СПК является для нас основанием для системного представления ее структуры и содержания, позволяющим рассматривать феномен социально-профессиональной компетентности не только со стороны ее структурных компонентов, но и со стороны функциональных связей и отношений, обеспечивающих целостность и динамику данного системного новообразования.
В работе Нагимовой Н. И. определен ряд понятий:
функциональные компоненты СПК - это единицы социально-профессиональной компетентности, определяющие ее интегральность, целостность и отражающие содержание профессиональной деятельности и личностных отношений. Их выделение раскрывает процессуальные стороны социально-профессиональной компетентности;
структурные компоненты СПК - содержательные элементы функциональных единиц социально-профессиональной компетентности, обеспечивающие выполнение функций и отражающие мотивы учения и поведения, содержание и соотношение ценностных ориентаций, систему функциональных знаний, осознанных умений, навыков, видов профессиональной деятельности и опыта по их применению.
Понятие об общей структуре и содержании социально- профессиональной компетентности послужило отправной точкой при разработке модели формирования социально-профессиональной компетентности будущего рабочего УНПО (рис.1).
В качестве структурных элементов модели выступают следующие характеристики: цель, задачи, принципы, этапы, формы, методы, средства и технологии, обеспечивающие формирование компонентов социально-профессиональной компетентности, совокупность критериев и показателей, как интегративный оценочный комплекс, результат, как сформированный уровень социально-професиональной компетентности.
При построении модели формирования СПК Нагимова Н. И. опиралась на системный подход, который позволил рассматривать элементы и части в целостности, во взаимодействии и связи.
Полезная информация:
Методы организации и проведения констатирующего эксперимента
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития речи. Для определения уровня нарушения звукопроизношения было проведено обследование детей старшего дошкольного воз ...
“Погружение” как модель интенсивного обучения с применением суггестивного
воздействия
Подробное описание “погружения” мы находим у Р.М.Грановской. Под “погружением” она понимает “активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры”, причем под понятиями “погружение” и “суггестопедия” она ставит знак равенства. Она отмечает, что в отличие от других методов обучения, в ос ...
Игра как средство профессионального обучения психологии
Принято считать, что игра как форма профессионального обучения появилась в 80-х годах ХХ века в США в школах бизнеса. Однако первая игра на тему «Перестройка производства в связи с резким изменением производственной программы» была разработана Ленинградской промышленной академией им. С.М. Кирова дл ...