С целью выявления организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ №13. Нами была использована работа О.А. Скорлуповой «Контроль как один из этапов диагностики физкультурно-оздоровительной работы». Контроль предназначен для оценки состояния здоровья детей дошкольного возраста. В период с младшего возраста до старшей группы в течение дня. Во время исследования присутствовали: воспитатель, медицинский работник, инструктор физкультуры помогавшие и поддерживающие дисциплину.
Исследование проводилось в групповой форме в I половине дня. Детям предлагались такие виды упражнений как: ходьба, бег, прыжок, лазание, метание, бросание.
Для определения уровня физической работы ребенка. Упражнения были подобраны с учетом возрастных особенностей, программы, физического развития ребенка, состояния здоровья, физической подготовленности (Таблица 1а, б).
Таблица 1а
Формы организации двигательной активности детей в д/с №13 |
1. Утренняя гимнастика |
2. Физ. минутки |
3. Плавание |
4. Бодрящая гимнастика |
5. Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе |
6. Ритмопластика |
7. Организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке (I и II половины дня) |
8. Физкультурное занятие |
9. ЛФК |
Физкультурные досуги: 30 мин – 2 раза в месяц Физкультурные праздники: 60 – 90 минут – 2–3 раза в год |
Таблица 1б
Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей раннего возраста (1,5–2 года) | |||||
№ п/п |
Формы |
Время в режиме дня |
Место проведения |
Кто проводит |
Особенности организации |
1 |
Утренняя гимнастика |
Утро 4 мин |
Зал, группа, музыкальный зал |
Воспитатель, руководитель ФВ, музыкальный руководитель |
Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно. |
2 |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
Ежедневно 8 – 10 мин |
Площадка |
Воспитатель, руководитель ФВ |
На прогулке используется 2–3 игровых задания-упражнения (закрепление основных движений). |
3 |
Физкультурное занятие |
2 раза в неделю 10 – 15 мин |
Зал, площадка |
Руководитель ФВ |
По подгруппам: от 1 года 6 месяцев до 1 года 8 месяцев – по 2–4 ребенка; до 2-х лет – по 5–7 детей |
4 |
Занятие по плаванию |
1 раз в неделю 10 – 15 мин |
Бассейн |
Инструктор ФВ |
Занятия проводятся по подгруппам |
5 |
Бодрящая гимнастика |
После дневного сна 4 мин |
Группа, спальня |
Воспитатель |
Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей |
6 |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе |
Ежедневно |
Группа |
Воспитатель |
Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей |
7 |
Совместное занятие по физкультуре детей с родителями |
1 раз в неделю 10 – 15 мин |
Зал |
Руководитель ФВ |
Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей |
Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) | |||||
1 |
Утренняя гимнастика |
Утро 6 – 8 мин |
Зал, группа, музыкальный зал |
Воспитатель, руко- водитель ФВ, музы- кальный руководитель |
Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно. |
2 |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
2 раза в день (на утренней и вечерних прогулках) 20 – 25 мин |
Площадка |
Воспитатель, руководитель ФВ |
На прогулке используется 1 подвижная игра, 2 игровых задания упражнения (закрепление основных движений). В дни физкультурного занятия игры проводятся утром по 8 – 10 мин, вечером – 8 – 12 мин |
3 |
Физкультурное занятие |
2 раза в неделю 20 – 25 мин |
Зал, площадка |
Руководитель ФВ |
Занятия могут проводиться по подгруппам |
4 |
Занятие по плаванию |
2 раз в неделю 20 – 25 мин |
Бассейн |
Инструктор ФВ |
Занятия проводятся по подгруппам |
5 |
Бодрящая гимнастика |
После дневного сна 6 – 8 мин |
Группа, спальня |
Воспитатель |
Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей |
6 |
Занятие лечебной физкультурой |
2 раз в неделю 20 – 25 мин |
Зал |
Инструктор ЛФК |
Зависит от характера патологии, группы формируются по показаниям |
7 |
Занятие по ритмопластике |
1 раз в неделю 20 – 25 мин |
Зал |
Руководитель ФВ |
Группы формируются по желанию детей и родителей |
8 |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе |
Ежедневно |
Группа |
Воспитатель |
Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. |
9 |
Физкультурный досуг |
20 – 30 мин |
Зал |
Руководитель ФВ, воспитатель |
Проводится 1 – 2 раза в месяц |
10 |
Физкультурный праздник |
30 мин |
Зал, площадка |
Руководитель ФВ, воспитатель |
Проводится 2 – 3 раза в год |
11 |
День здоровья |
Группа, площадка, зал |
Руководитель ФВ, воспитатель, врач |
Не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все остальные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями | |
Использование различных форм двигательной деятельности в режиме дня детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) | |||||
№ п/п |
Формы |
Время в режиме дня |
Место проведения |
Кто проводит |
Особенности организации |
1 |
Утренняя гимнастика |
Утро 8 – 10 мин |
Зал, группа, музыкальный зал |
Воспитатель, руко-водитель ФВ, музы-кальный руководитель |
Ежедневно. В теплое время года – на открытом воздухе. Комплекс составляется на 1–2 недели. Включение дыхательных упражнений обязательно. |
2 |
Физкультминутки |
Во время занятий 1 – 3 мин |
Группа |
Воспитатель |
Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий могут проводиться 1 – 3 раза по 1 – 2 мин. На занятиях по изодеятельности можно не проводить |
3 |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
2 раза в день (на утренней и вечерней прогулках) 25 – 30 мин |
Площадка |
Воспитатель, руководитель ФВ |
На прогулке используется 1 подвижная игра, 2 игровых задания упражнения (закрепление основных движений). В дни физкультурного занятия игры проводятся утром по 10 – 12 мин, вечером – 10 – 15 мин. Могут использоваться спортивные игры и упражнения |
4 |
Физкультурное занятие |
2 раз в неделю 25 – 30 мин |
Зал, площадка |
Руководитель ФВ |
Занятия проводятся по подгруппам |
5 |
Занятие по плаванию |
2 раза в неделю 25 – 30 мин |
Бассейн |
Инструктор ФВ |
Занятия проводятся по подгруппам |
6 |
Бодрящая гимнастика |
После дневного сна 8 – 10 мин |
Группа, спальня |
Воспитатель |
Используются корригирующие упражнения в зависимости от патологии детей |
7 |
Занятие лечебной физкультурой |
2 раза в неделю 25 – 30 мин |
Зал |
Инструктор ЛФК |
Зависит от характера патологии, группы формируются по показаниям |
8 |
Секционное занятие |
1 раз в неделю 25 мин |
Зал |
Руководитель ФВ |
Группы формируются по желанию детей и родителей |
9 |
Занятие по ритмопластике |
1 раз в неделю 25 мин |
Зал |
Руководитель ФВ |
Группы формируются по желанию детей и родителей |
10 |
Самостоятельная двигательная деятельность детей в группе |
Ежедневно 30 мин |
Группа |
Воспитатель |
Под руководством воспитателя. Продолжительность и содержание варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей детей. |
11 |
Физкультурный досуг |
30 45 мин |
Зал |
Руководитель ФВ, воспитатель |
Проводится 1 – 2 раза в месяц |
12 |
Физкультурный праздник |
30 – 40 мин |
Зал, площадка |
Руководитель ФВ, воспитатель |
Проводится 2 – 3 раза в год |
13 |
День здоровья |
Группа, площадка, зал |
Руководитель ФВ, воспитатель, врач |
Не реже 1 раза в квартал. В этот день отменяются все остальные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной деятельностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями |
Полезная информация:
Особенности дыхательного процесса у детей дошкольного возраста
Ребенок рождается с относительно незрелой дыхательной системой. Легкие плода способны к дыханию примерно с 28-й недели беременности. До этого альвеолы еще неразвиты и только часть капилляров соприкасается с альвеолами. Доношенный здоровый новорожденный издает первый крик через несколько секунд посл ...
Основы формирования культуры движений младших школьников
Когда вы наблюдаете за совершенными движениями выдающегося гимнаста, выполняющего сложное упражнение на спортивном снаряде, легким, непринужденным бегом спринтера, полными грации и выразительности движениями мастеров балета, то вряд ли задумываетесь над тем, что в основе этих великолепных образцов ...
Метод проектов – одно из приоритетных средств развития воспитательного
потенциала, интеллекта и творчества личности
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время становится интегрированным компонентом вполне разработанной и ...