Трудности логопедической работы

Образование и воспитание » Трудности логопедической работы

Страница 2

В ряде случаев "нарушение охватывает как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Кроме того, как считает Р.Е. Левина, необходимо отличать речевые нарушения от дефектов речи, которые сопутствуют другим аномалиям, представляя собой их следствие. Отклонения в развитии речи в том или ином виде встречаются при разнообразных аномалиях развития, что "создает объективные трудности распознавания и правильной оценки речевой патологии у детей". Среди таких нарушений развития необходимо отметить умственную отсталость, нарушения слуха, нарушение зрения.

Одной из задач является задача отграничения случаев речевой патологии, при которой речевой дефект является "ядром" аномалии, от случаев, при которых дефекты речи сопутствуют другим аномалиям развития и являются их следствием. Для разграничения речевых нарушений при различных аномалиях развития Р.Е. Левиной предложено в каждом случае выявлять первичные симптомы (проявления) и симптомы, составляющие прямое или отсроченное их последствие. Такой подход к оценке структуры речевого нарушения полностью соответствует учению о структуре аномального развития Л.С. Выготского, который выделял первичный дефект и вторичные отклонения в структуре аномального развития, и позволяет отнести понятие "общее недоразвитие речи" к симптомологическим понятиям, т.е. ориентированным на выявление, прежде всего, речевой симптоматики. Одним из ведущих принципов, положенных Р.Е. Левиной в основу разработки учения об общем недоразвитии речи, был принцип развития, который предполагал анализ процесса возникновения речевого нарушения. Указанный подход позволял выявить в проявлении аномалий речевого развития закономерную связь, при которой первичное нарушение обусловливает появление и проявление вторичных по отношению к причине, но, как правило, не менее тяжелых по влиянию на формирующуюся речевую функцию нарушений.

Н.А. Никашина обосновывает необходимость коррекционной логопедической работы с учащимися массовой школы на логопедических пунктах с учетом того, что среди учащихся с нарушениями устной речи встречаются "дети с общим недоразвитием речи, выраженным как недостатками произношения отдельных звуков, так и неправильным воспроизведением слоговой структуры слова, недостаточным словарным запасом, неправильным грамматическим строем речи".

На современном этапе развития логопедии проблема оценки речевых нарушений остается актуальной, и исследователи ищут возможности рассматривать речевое нарушение с учетом пересечения клинико-педагогической и психолого-педагогической классификации. По мнению Р.И. Лалаевой, используемые классификации не противоречат друг другу, а рассматривают речевые нарушения в различных, дополняющих друг друга аспектах. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы, формы и виды речевых расстройств, т.е. структуру дефекта. Психолого-педагогическая классификация, в которой и описано общее недоразвитие речи, отражает симптомологический подход к определению характера речевого нарушения, симптоматики и выявления нарушенных компонентов. Анализируя симптомы общего недоразвития речи, исследователи отмечали, что речевое недоразвитие касается всех компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонемообразования, реализации лексико-грамматического строя речи, порождения связного высказывания.

Целенаправленная коррекционная логопедическая работа, содержание которой разработано с учетом нарушенных закономерностей формирования грамматического строя речи и операций грамматического структурирования высказываний с пространственным значением у детей с общим недоразвитием речи, направленная на формирование нарушенных операций, способствует преодолению нарушений предложно-падежных форм существительных с пространственным значением в импрессивной и экспрессивной речи.

Усвоение предложно-падежных форм существительных с пространственным значением на неосознанном уровне и правильное использование в речи ребенком дошкольного возраста является необходимой предпосылкой осознанного усвоения морфологической системы языка в процессе школьного обучения.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Учитель физической культуры в современной школе
Цель физического воспитания – способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Решение эт ...

Системность и целостность в управлении
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представ ...

“Погружение” как наиболее распространенная модель концентрированного обучения
Анализ педагогической литературы показывает, что четко понятие “погружения” практически не сформулировано. Мало того, разные авторы под этим понятием имеют в виду разные методы. Это кроме того, что одни используют это слово только в кавычках, как бы подчеркивая его условность, другие — без, а треть ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru