Цели урока
учащиеся должны знать об основных источниках рабства в Древнем Риме;
иметь представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме;
понимать значение новых терминов;
подвести учащихся к выводу о том, что ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме;
воспитание сочувствия, сопереживания к положению рабов в Риме, формирование неприятия к рабству вообще.
Новые термины: «раб», «имение», «гладиатор», «амфитеатр», «наместник».
Оборудование: Учебник История Древнего мира Вигасин А.А., Годер Г.И., Свеницкая И.С. – М.: Просвещение, 1998. – 226 с.
План урока
Завоевания – главный источник рабства;
Рабы в имении землевладельца и в его доме. Их дешевизна;
Гладиаторы на арене амфитеатра.
Ход урока
преподавание история учащийся рабство
Организационный момент.
Приветствие учителя. Приветствие учащихся. Проверка домашнего задания.
Объяснение нового материала.
Запись в тетради темы урока.
Рассказ учителя.
Завоевание – главный источник рабства.
Покоряя ту или иную страну, римские полководцы обращали в рабство десятки тысяч военнопленных и мирных жителей. После окончания войны сенат объявлял завоеванную страну провинцией и назначал наместника для ее управления.
Работа учащихся в тетради (записать значение нового термина). «Наместник» - это был руководитель крупной административно - территориальной единицы.
Наместники безнаказанно грабили провинции. Все рудники, каменоломни, соляные промыслы, лучшие земли римляне забирали себе. Они обкладывали уцелевшее население тяжелыми налогами, а неплательщиков продавали в рабство. В результате завоеваний в Римском государстве появилось большое количество дешевых рабов.
Рабы в имении землевладельца и в его доме. Их дешевизна.
Богатые римляне владели одним, а порой и несколькими «имениями» в разных местах Италии. (Запись термина «имение»). «Имение» - земельное владение богатого человека. Больше всего в имениях выращивали оливки и виноград. Хлеб сеяли мало. Дешевое зерно для жителей Италии привозили из Сицилии и других провинций.
В каждом имении трудилось по 15 – 20 рабов. Кто такой «раб»? (Ответы учащихся). Запись определения в тетради. «Раб» - человек лишенный прав, зависящий от хозяина. Всеми работами в имении руководил назначенный господином раб – управляющий.
Землевладельцу дешево обходилось содержание рабов: кормили впроголодь, мало тратили на их одежду.
Принудить рабов к труду можно было лишь суровыми наказаниями. За малейшую провинность награждали оплеухами и зуботычинами, пороли. Особо строптивых ссылали в каменоломни, а если оставляли в имениях, то держали в оковах.
В Древнем Риме не иметь ни одного раба считалось признаком крайней нищеты. Даже у бедняка могли быть слуги. Дом же богача был ими переполнен. Одни с тряпками, губками и вениками в руках убирали помещения, другие помогали господину одеваться, брили его и укладывали прическу, третьи готовили пищу и подавали ее к столу. Певицы и музыканты услаждали за обедом слух хозяина дома. Рослые и сильные рабы носили его по городу в носилках. В свою очередь хозяйка имела многочисленных рабынь – прислужниц.
Среди обитателей богатого дома было немало образованных рабов, нередко греков по национальности. Лечил хозяина раб – врач, ведал его книгами раб – библиотекарь, писал под его диктовку письма раб – секретарь.
Любой раб был бесправен, считался вещью, которой хозяин мог распорядиться, как пожелает.
Полезная информация:
Обобщение результатов констатирующего исследования
При проведении логопедического обследования мы учитывали тот факт, что дети никогда ранее не занимались с логопедом и некоторые ситуации были для них незнакомыми, новыми. Дети терялись, зажимались, хоть и не отказывались от выполнения заданий - было видно, что они волнуются. Учет данного факта проя ...
Историческое развитие дистанционного образования
Практически невозможно дать точный ответ на вопрос: «Когда впервые возникло дистанционное обучение?» Очевидно, как только у человека появилась необходимость в приобретении знаний, а главное, появилась возможность их передачи в том или ином виде, тем или иным способом, тогда и возникла потребность в ...
Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями
В методических комментариях к своему «Словарику синонимов и антонимов» М.Р. Львов отметил: «Если учитель и учащиеся имеют возможность постоянно использовать и другие словари - орфографические, толковые, орфоэпические, этимологические, - то лексический фрагмент урока русского языка может стать по ...