Понятие и функции рефлексии. Основные подходы

Страница 3

Проведённый анализ направлений исследований, посвященных психологическому изучению различных аспектов рефлексии, раскрывает многообразие и противоречивость существующих психологических трактовок рефлексии, что, по всей видимости, обусловлено различными методологическими ориентациями, а также многоаспектностью и самого феномена рефлексии, многообразием «предметов», на которые может быть направлена рефлексия. Так, субъект может рефлексировать: 1) свои представления о другом человеке и причинах его поступков, 2) образ своего «Я», 3) собственные знания об объекте и способы действия с ним, 4) знание о ролевой структуре и позиционной организации коллективного взаимодействия. Соответственно в первом случае рефлексия выступает в коммуникативном аспекте, во втором – личностном, в третьем – интеллектуальном, в четвертом – кооперативном аспекте.

Принимая во внимание многоплановость исследований проблем рефлексии в психологии, в настоящей работе при определении понятия рефлексии мы будем исходить, во-первых, из положений теории единства сознания и деятельности, во-вторых, из понимания рефлексии как вида направленного сознания. Рефлексивную деятельность можно определить как специфический вид мыслительной деятельности, предметом которого является собственные мышление и деятельность субъекта, осознание собственных способов мышления и деятельности во всём составе (методов, средств, операций, результатов и др.).

В соответствии с рассмотренными выше определениями рефлексии можно выделить её функции.

Так к общей функции рефлексии относят функцию организации и регуляции мышления и деятельности. И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов выделяют следующие функции интеллектуальной рефлексии: 1) фиксация мыслительной установки, осознание предметно-операционального средства решения задачи, 2) оценка решения неясного содержания (проблемного места) задачи, способа решения, решения в целом, 3) личностная регуляция мышления, 4) функция мотивации к действию. Рассмотренные функции не охватывают деятельностного аспекта рефлексии, что с необходимостью позволяет обратиться к функциям рефлексии, выделенным Г.П. Щедровицким. Перечислим их: 1) исследование (реконструкция) ситуации, 2) функция оценки деятельности и её результатов, оценки себя, своего вклада в деятельность, своей позиции в сложившейся ситуации, 3) саморегуляция (осознание собственной позиции в сложившейся ситуации и своего вклада в деятельность, способа деятельности, выявление затруднений в деятельности и установление их причин, регуляция деятельности и мышления), 4) функция критики (способа деятельности, старой нормы), 5) перенормирование деятельности.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Роль учителя в формировании самооценки
В школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь, соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Если принять во внимание ...

Познавательная деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Игра – деятельность, выполняемая не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности, забавы. Игра – особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане. Игра – форма деятельности в условных ситуациях, напра ...

Проблемы современного образования
Важным фактором в современном мире является все большее осознание физической культуры, как части общей культуры личности и общества. Однако наряду с феноменом физической культуры возникает и развивается, приобретая самостоятельный статус, феномен спорта. Это достаточно разноликое и полифункциональн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru