На выявление специфики кооперативного аспекта рефлексии направлены работы Г.П. Щедровицкого, П.Г. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, В.В. Рубцова, А.А. Тюкова, О.С. Анисимова и др. Психологические знания о кооперативном аспекте рефлексии обеспечивают, в частности, проектирование коллективной деятельности с учетом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а главное, кооперации их совместных действий. При этом рефлексия трактуется как "высвобождение" субъекта из процесса деятельности, как его "выход" во внешнюю позицию по отношению к ней.
В рамках кооперативного аспекта рефлексии мы считаем необходимым обратиться к исследованиям Г.П. Щедровицкого, который в рамках «теории деятельности» разработал собственно научные теоретические описания и модели рефлексии. Рефлексия в этих работах рассматривается, во-первых, как процесс и структура деятельности и, во-вторых, как механизм естественного развития деятельности, как принцип развёртывания схем деятельности. Г.П. Щедровицкий выдвигает гипотезу о рассмотрении рефлексии с точки зрения «идеи кооперации деятельностей». На основании этой идеи строится схема «рефлексивного выхода» за рамки деятельности в случае невозможности ее осуществления. Перейдя в позицию новой деятельности, индивид обретает средства «строить смыслы», исходя из которых понимает и описывает прежнюю деятельность. Вторая деятельность рефлексивно «поглощает» первую как материал. Механизм поглощения позволяет строить системы кооперации деятельностных позиций.
Таким образом, рефлексия в данном подходе выступает как специальным образом организованная деятельность (которая может быть использована в проблемной ситуации), направленная на способы собственного мышления и деятельности, которая предполагает выход из своей позиции и рассмотрение её со стороны. По нашему мнению, такая попытка более углублённого представления о рефлексии является недостаточной. Но, с другой стороны, Г.П. Щедровицкий первым рассмотрел рефлексию как деятельность и выделил этапы в развитии рефлексии; использовал, открытый Локком, метод интроспекции в игропрактике, спроецировал рефлексию на плоскость профессиональной деятельности
На выявление специфики коммуникативного аспекта направлены исследования Н.И. Гуткиной, И.Е. Берлянд, К.Е. Данилина, А.В. Петровского, Л.А. Петровской, А.А. Бодалева и др. В них рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, направленная на представления о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков. Коммуникативному аспекту соответствует социально-психологическое определение понятия «рефлексия», данное Г.М. Андреевой.
Экспериментальному исследованию личностного аспекта рефлексии посвящены работы И.Н. Семенова и С.Ю. Степанова, Н.И. Гуткиной, Е.Р.Новиковой, А.Б. Холмогоровой, В.К. Зарецкого и др. Центральным для большинства этих работ является понимание рефлексии как процессов «самосознания» и самопознания личности, переосмысления своих поступков и образов собственного "я" как индивидуальности; как механизма "не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом "я" его различных подструктур (типа: "я" - физическое тело", "я" - биологический организм", "я" – социальное существо", "я" - субъект творчества" и др.), но и интеграции "я" в неповторимую целостность .", как механизма рефлексивной регуляции человеком собственного поведения.
Необходимо отметить, что в данном случае рефлексия отличается от процесса самосознания. И если самосознание можно определить как процесс формирования знания о собственном мышлении и выработки новой нормы (деятельностный план), то рефлексия - это направленное самосознание. При этом фокус сознания попадает на то, на что мы направляем своё внимание, то есть самосознание определяется в связи с направленностью внимания (в мышлении происходит поиск средств, который может регулировать мыслительный процесс).
В контексте изучения когнитивных процессов А.З. Зак, Н.Г. Алексеев, Л.Ф. Берцфаи, Л.Л. Гурова, ведутся исследования интеллектуального аспекта рефлексии. Так В.В. Давыдов определяет рефлексию как умение субъекта "выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия". При этом субъект рефлектирует знания об объекте и способы действия с ним. Такое понимание рефлексии служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления. Н.Г. Алексеев и Э.Г. Юдин также рассматривают рефлексию в интеллектуальном аспекте и определяют ее как «…направленность испытуемого на осознание им средств, используемых при решении поставленной задачи.
Полезная информация:
Опытно-экспериментальная работа по формированию у
подростков культуры потребления информации телевизионных СМИ
Эмпирическое исследование по избранной теме проводилось нами в МОУ СОШ № 24 п. Юрты, 9 "а" класс. Особенностью данного учебного заведения является то, что оно расположено в центре посёлка, разделено на два здания, в одном из которых расположены спортивный зал и библиотека, в другом - комп ...
Влияние оценки на эмоциональное состояние
подростков
Подростки уделяют внимание учебным занятиям гораздо меньше. Сфера жизнедеятельности подростков заметно расширяется: они участвуют в различных кружках, спортивных секциях, много времени уделяют общению, развлечениям. В подавляющем большинстве подростки относятся к учёбе довольно равнодушно, и успева ...
Цели, задачи и направления деятельности педагога-психолога
Целью деятельности педагога-психолога образовательного учреждения является: осуществление психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (на разных этапах развития)
на основе целей и приоритетных направлений деятельности учреждения. Задачи деятельности педагога-психоло ...