Состояние и перспективы развития школьного физкультурного образования

Образование и воспитание » Актуальные проблемы современного физкультурного образования » Состояние и перспективы развития школьного физкультурного образования

Страница 3

Современное состояние физического, психического и нравственного здоровья учащихся общеобразовательной школы вызывает серьёзные опасения у специалистов. У детей и подростков наблюдается рост хронических заболеваний, в первую очередь сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. Отмечается увеличение количества детей с дефицитом массы тела и имеющих отклонения в психике.

Чрезвычайно настораживает структура мотивов поведения младших школьников. На первом месте находится мотив доминирования, за ним следуют мотивы соперничества и двигательной активности. Мотивы общения, самосовершенствования и привычки к занятиям физической культурой находятся на последнем месте. Это указывает на повышенную агрессивность учащихся данной возрастной группы, нежелание контактировать с окружающими и выполнять работу по совершенствованию своих личностных показателей. Примечательно, что от класса к классу выявление негативных тенденций практически не претерпевают изменений, что указывает на несовершенство учебно-педагогического процесса в области физического воспитания.

Эти факты подтверждают и конкретизируют негативные тенденции, наметившиеся в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы. Ране выдвигались подходы к совершенствованию системы физического воспитания детей и подростков. Одним из вариантов оптимизации физического воспитания является концепция личной физической культуры, постулирующая возможность существенного влияния на проблему формирования привычек ведения учащимися здорового образа жизни. Однако имеется ряд объективных факторов, лимитирующих внедрение системы личной физической культуры в учебно-педагогический процесс общеобразовательной школы (отсутствие единого определения понятия «личная физическая культура», чёткого определения о природе и структуре, целях и задачах личной физической культуры).

Разработка концепций личной физической культуры может осуществляться по двум основным направлениям. Первое – это преимущественная социализация личности учащихся общеобразовательной школы, учитывая в первую очередь потребности государства и направленная на максимальную адаптацию ребёнка в обществе. Второе направление ориентировано на максимальное раскрытие индивидуальных способностей и задатков ребёнка, учитывает индивидуальные особенности, основные интересы и уровень развития психофизических показателей. Оба подхода в настоящее время активно разрабатываются и имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

С целью разработки проблемы личной физической культуры учащихся общеобразовательной школы проведено теоретическое исследование, задачами которого явились: разработка понятия «личная физическая культура», её основных целей и задач, структуры и содержания. Предположили, что внедрение личной физической культуры в учебно-педагогический процесс общеобразовательной школы позволит элиминировать ряд негативных факторов, снижающих уровень подготовленности школьников по предмету «физическая культура».

Были выдвинуты основные положения, на базе которых производилось теоретическое исследование:

- следует устранить ведомственный подход к физическому воспитанию, искажающий цель и задачи данного вида деятельности;

- одностороннее формирование физических (двигательных) качеств отрицательно сказывается на совершенствовании личности учащихся;

- необходимо избегать использования научно необоснованных теоретических концепций в области физического воспитания школьников;

- существенное значение для физического воспитания учащихся общеобразовательной школы помимо двигательной подготовленности имеет формирование общей культуры, нравственности и навыков межличностного общения;

- формирование личной физической культуры должно осуществляться в рамках деятельностного подхода.

В свете перечисленных положений было сформулировано понятие «личная физическая культура» - деятельность в области физической культуры, направленная на удовлетворение индивидуальных потребностей и культурологических стремлении в соответствии с личностными особенностями учащихся общеобразовательной школы. Целью личной физической культуры является овладение учащимися навыками, умениями и знаниями воспитательной, развивающей, образовательной, оздоровительной, рекреационной и гигиенической деятельности для дальнейшего использования в процессе личного самосовершенствования.

Для реализации цели личной физической культуры учащихся общеобразовательной школы были сформулированы базовые задачи, в число которых входит:

- формирование у школьников мотивации к занятиям физической культуры;

- обучение их умениям и навыкам использования средств личной физической культуры в повседневной деятельности и на уроках физической культуры;

Страницы: 1 2 3 4 5

Полезная информация:

Применение принципа наглядности
Напомню, что один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 р ...

Механизмы дизартрии
Нарушения звукопроизношения при дизартрии возникают в результате поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. К таким структурам относятся: · периферические двигательные нервы к мышцам речевого аппарата (языка, губ, щек, неба, нижней челюсти, глотки, ...

Анализ данных констатирующего эксперимента
Комплексное обследование формирует представление о структуре речевого дефекта и на этой базе позволяет разработать механизмы взаимодействия родителей и учителя-логопеда в коррекции фонетических процессов у детей с общим недоразвитием речи. Изучение анамнестических данных позволило выявить неблагопр ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru