Практическая работа проводилась на базе ГОУ «Котласский детский дом». База практики на первый взгляд несвязанна с темой курсовой работы, так как находится в изоляции от родителей, а некоторые из детей практически не знают своих отцов. Однако именно представления этих детей о родителях наиболее ярко покажут значимость родителей для детей, в том числе и отца. Тема требует большого такта, так как в группе №2, на которой проводилось исследование, из 15 детей, родители лишены прав у 10 детей, ограничены в родительских правах по болезни у 1 ребёнка, дети из неполных семей 4.
Следовательно, база практики социальному педагогу представляет достаточный интерес для решения ряда задач:
1. Изучить и оценить социальный статус семьи каждого ребёнка.
2. Выяснить представления детей о семье и роли отца в их воспитании.
3. Способствовать формированию позитивного отношения к семье, родителям: стремиться формировать черты характера, достойного семьянина.
Исследование проходило в два этапа. Первый – диагностический. Его цель: изучить представления детей о семье, роли отца. Для проведения диагностики отобраны следующие методики:
– методика незаконченные предложения;
– рисуночный тест;
– сочинение;
– свободные беседы;
– наблюдение за детьми в естественных ситуациях;
– сравнительный анализ представлений детей из детского дома и учеников школы №76;
Методика незаконченных предложений проводилась в рамках индивидуальной работы с детьми. Целью этой методики было изучить учебную мотивацию, отношение к учебной деятельности и интересы детей. На первый взгляд вроде бы ничего общего с темой курсовой работы, но результаты показывают обратное. Воспитаннику группы №2 Новосельцеву Алексею было предложено, закончить 12 предложений связанных с учёбой, Ответы Алексея:
1. Я думаю, что хороший ученик, это хорошист, отличник.
2. Я думаю, что плохой ученик, это который ничего не слушает на уроке (двоечник).
3. Больше всего мне нравиться, когда учителя с хорошим настроением.
4. Больше всего мне не нравиться, когда учителя кричат на меня.
5. Мне нравиться моя школа за то, что там хорошие учителя.
6. Я хотел бы, чтобы в школе не задавали слишком много.
1. Я считаю, что хороший учитель это тот, который умный, добрый.
2. Я считаю, что хорошая школ, это та где хорошие друзья и учителя.
3. Мне трудно учиться, потому что из-за домашнего задания.
4. Если бы я был учителем, старался быть добрым и внимательным.
5. Если бы я был директором, приказал, чтобы раздавали всем сладости.
6. Я хочу, что бы папа с мамой не пили и забрали меня домой.
Из Лёшиных ответов можно сделать выводы о том, что ему не хватает доброты, понимания и тепла, и этого он ждёт от учителей и воспитателей. Он не справляется с выполнением домашних заданий, несмотря на то, что в детском доме на выполнение домашних заданий отводиться 2 часа. Ему не хватает семейного очага, и он уже вполне по взрослому отвечает, что хочет, что бы родители забрали его из детского дома, с поправкой на то, что они бросят пить, потому что если они этого не сделают, то его не отдадут им.
Рисуночный тест «Рисунок семьи». Воспитанникам группы №2 было предложено нарисовать их семью, так как они хотят, и подписать членов семьи.
1. Клиент №1 08.03.1992 года рождения.
Все члены семьи изображены вверху листа, а Клиент внизу, это означает, что Клиент в семье является исполнителем. В то же время она изобразила себя намного крупнее всех остальных, что говорит о её претензиях на главенствующие роли в семье. Мелкое изображение всех остальных членов семьи показывает, какое малое значение они имеют для неё. Клиент удалена от остальных, то есть она ощущает себя изолированной в семье. Все члены семьи изображены в виде одной головы, это говорит о излишней фантазированности, склонности к мечтам. Глаза всех членов семьи изображены в виде чёрных точек, это показывает наличие страхов.
2. Клиент №2 04.01.1996 года рождения
На рисунке Клиент не изобразила себя, что говорит о наличии у неё чувства отверженности от семьи. Наличие на рисунке членов семьи отсутствующих в реальности – восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной. Небрежное изображение – отсутствие эмоциональной связи, привязанности к семье, конфликтное отношение. У членов семьи глаза отсутствуют или почти не видны – негативизм, аутизация, иногда может быть депрессия, психическое заболевание. Фигуры изображены штрихами, это говорит о наличии тревоги. Кисть и пальцы отсутствуют, это говорит о недостатке общения или неумении общаться. Ноги не прорисованы, означает о слабой бытовой ориентации, пассивность и неумелость в социальных отношениях.
3. Клиент №3 14.09 1992 года рождения
Себя Клиент изобразил ниже остальных, это говорит о том, что он в семье играет роль исполнителя. Братья и сёстры изображены меньше чем остальные – конкурентные отношения внутри семьи. Все члены семьи удалены друг от друга, т.е. в семье присутствует разобщенность, слабость эмоциональных контактов между членами. Небрежное изображение, говорит об отсутствии эмоциональной привязанности к семье, конфликтное отношение. Клиент нарисовал у отца и у себя пустые глаза говорит о наличии страхов. Почти у всех членов семьи хорошо прорисованы уши – чувство настороженности, тревожности. Форма головы почти у всех сильно искажена – асоциальность, возможно наличие психического заболевания.
Полезная информация:
Утренняя гигиеническая гимнастика
Значение утренней гигиенической гимнастики как средства восстановления работоспособности после сна, а при систематических занятиях ею и как средства укрепления здоровья и работоспособности разносторонне изучено физиологами. Эффект утренней гимнастики связывается с повышением возбудимости нервной си ...
Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов
работы
1 этап – организационный. Ведущие направления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение. Задачи: Знакомство участников с возможностями ЛОЛ «Радуга». Формирование малых групп, клубов, творческих груп ...
Методика решения экспериментальных задач
Методы решения экспериментальных задач в значительной мере зависит от роли эксперимента в их решении. В других типах экспериментальных задач ярко выступает их специфика, и поэтому методика решения, и оформления имеет свои особенности. Решение и оформление экспериментальной задачи расчетного характе ...