В настоящее время при изучении детско-родительских отношений в основном исследуют материнско-детские отношения, несмотря на то, что роль отца в социализации ребёнка сильно возросла и имеет всё большее признание в мире. Поэтому нам необходимо рассмотреть отцовско-детские, узнать в каких направлениях, они уже изучены и какие аспекты роли отца представляют большое поле деятельности социальному педагогу.
Роль отца в социализации возросла в связи с тем, что перестало существовать жестокое разделение труда между мужчинами и женщинами. Со времён Второй мировой войны, отцы стали принимать всё большее участие в воспитании. Английские учёные в 1965–1970 гг. по результатам опроса заключили, что 75% отцов принимают активное участие в воспитании своих детей от 1 до 4 лет, включая купание и пеленание. Мера участия отцов в воспитании детей значима ещё потому, что возрастает социальный статус человека, отражая равенство отцов и матерей на более высоком уровне. Но, несмотря на большие возможности, до сих пор большинство отцов не берут на себя ответственность в уходе за ребёнком. В литературе по психологии и педагогике нет достаточных исследований по специфике отцовского воспитания, но всеми признаётся огромное влияние отца на строй семейных отношений и на формирование личности ребёнка. Известно, что отцовские чувства не инстинктивны, а социальны. Муж, любящий свою жену через неё любит и своих детей. Мужчины, всегда, первопроходцы, ищущие новые пути во всём. В семье отец, прежде всего стратег, решающий главные вопросы, в том числе и экономические. Муж – это корень семьи, это связь со своими предками, народом, государством. Для мужчины характерна ориентация на результат, поэтому ему так важны успехи сына или дочери в учёбе, спорте и т.д. Отцам хочется иметь основание гордиться своими детьми. Мужское мышление ориентированно, как правило, на логические аргументы. Отец всегда анализируют ситуацию, и детей приучает к логике своих высказываний и поступков. Желательно чтобы именно отец учил своих детей зарабатывать деньги и как правильно их тратить, как строить семейный бюджет.
Ответственна роль отца и в профориентации детей. Давно известна присказка: «Яблоко от яблони недалеко падает». Но в нашем веке потомственных профессий становиться всё меньше и «яблоки» падают всё дальше.
Велика роль отца и в организации досуга. По исследованиям Л.Я. Верб только одна треть отцов постоянно заботится о досуге. Это и спорт, и любительские занятия, и туризм, и приобщение к искусству. Очень важно, когда отец пример для подражания в различных отношениях, когда он даёт детям возможность гордиться за него. Поэтому огромной бедой России являются отцы-пьяницы. В таких семьях неизбежен разлад между родителями, поведение отца неизбежно травмирует морально и детей и мать. Иногда дети ищут духовной близости с другими родственниками или сверстниками. Мужья-пьяницы огромное горе семьи, ведь они обкрадывают не только себя, лишаясь радости отцовства, но и семью, и детей. Общение взрослого с детьми делает его полнее, целенаправленнее. Многие отцы сосредоточены на добыче денег и ценностей, которые, казалось бы, должны укреплять семью, но если отец будет сильно увлекаться этой деятельностью, он скорее будет разрушать семью, ведь настоящими ценностями является супруга, дети, Бог.
Полезная информация:
Организация и условия процесса развития музыкальных способностей старших
дошкольников
Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности: музыкальные занятия, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни и на праздниках. Аналогично формам организации, утвердившимся в школьной практике (урок, внеклассная и внеш ...
Развитие социальной компетентности студента, включенного в культурно-досуговую
деятельность КрасГУ
В данной части исследования для получения информации мы использовали метод анкетирования. Остановимся подробней на этапах подготовки анкеты: 1. Чёткое определение целей и конкретных задач. Исходя из этого подбираются критерии и эмпирические индикаторы, позволяющие точнее оценивать получаемые резуль ...
Проблемы и тенденции развития учреждений для детей
и подростков
Кризис в экономической, политической и социальной жизни страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом параграфе. Конечно, основными социальными институтами, формирующими личность ребенка, являются ...