Классификация технических средств обучения

Технические средства обучения играют значительную роль в формировании научного мировоззрения учащихся.

В отечественной и зарубежной литературе определились различные основания для их классификации: роль и функции ТСО в учебном процессе, дидактические основы и принципы применения, вид и степень воздействия на органы чувств человека и пр.

Наиболее широко распространена классификация средств обучения, предложенная Н.М. Шахмаевым и П. П. Прессман, в которой за основу взята роль ТСО в учебно-воспитательном процессе. В соответствии с этим признаком средства обучения делят на три группы:

передающие информацию;

помогающие осуществить контроль знаний учащихся;

соединяющие многие функции – универсальные.

Н. Аткинсон выделяет проективные и непроективные ТС. В группу проективных средств автором отнесена только световая и оптическая проекция. К непроективным средствам он относит учебные таблицы, схемы, чертежи, фотографии, радио, телевидение, ЭВМ, магнитофон и т. д.

По формам материализации учебной информации аудиовизуальные средства целесообразно разделить на три группы:

ТС записи, хранения и воспроизведения звуковой информации (звуковые средства обучения), т. е. опосредствования мыслительной деятельности человека во внешнеречевой форме.

ТС записи, хранения и предъявления зрительной информации, т. е. опосредствования мыслительной деятельности человека в визуальной знаковой форме (экранные средства обучения).

ТС записи, хранения и предъявления аудиовизуальной (зрительно-звуковой) информации, т.е. звуковой и зрительной учебной информации одновременно (экранно-звуковые средства обучения).

Более наглядное представление о том, какие существуют ТС (аппаратура) и какие учебные материалы предназначаются для их использования, может дать таблица 1.1.

Таблица 1.1 – Педагогическая техника и аудиовизуальные средства обучения

Педагогическая техника

Аудиовизуальные средства

Вид восприятия

Кино - аппаратура

Кинофильмы: учебные, хроникально-документальные, художественные

Зрительно – слуховой

Диапроекторы

Диафильмы, диапозитивы (на стекле, пленочные)

Зрительный

Эпидиаскопы

Средства картинно-изобразительной наглядности (чертежи, рисунки, фото и др.)

Зрительный

Графопроекторы

Чертежи, рисунки, записи на прозрачных листах специального формата

Зрительный

Магнитофоны

Магнитные записи, тексты к ним

Слуховой

Радиоприемники

Учебные и общеобразовательные передачи, записи их на магнитную ленту

Зрительно-слуховой

Видеомагнитофоны

Видеозаписи

Зрительно-слуховой

ЭВМ, компьютер

Адаптированные программы

Зрительно-слуховой

При этом большое значение имеют такие выразительные возможности экранных пособий, как аутентичность, однозначность при восприятии, информационная плотность.

Развитие технических средств способствовало совершенствованию урока и классно-урочной системы в целом (схема 1) :

Схема 1:

Технология

Средства деятельности

Способы деятельности

Урок

ТСО

Программированное обучение

Проблемное обучение

Компьютеры

Телекоммуникации и сети

Компьютерное обучение

Эвристическое обучение

Виртуальная реальность

Интернет-образование

Полезная информация:

Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...

Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения
Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности). Данная тема предусматривает рассмотрение ...

Нравственное воспитание младших школьников
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездух ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru