Технические средства обучения играют значительную роль в формировании научного мировоззрения учащихся.
В отечественной и зарубежной литературе определились различные основания для их классификации: роль и функции ТСО в учебном процессе, дидактические основы и принципы применения, вид и степень воздействия на органы чувств человека и пр.
Наиболее широко распространена классификация средств обучения, предложенная Н.М. Шахмаевым и П. П. Прессман, в которой за основу взята роль ТСО в учебно-воспитательном процессе. В соответствии с этим признаком средства обучения делят на три группы:
передающие информацию;
помогающие осуществить контроль знаний учащихся;
соединяющие многие функции – универсальные.
Н. Аткинсон выделяет проективные и непроективные ТС. В группу проективных средств автором отнесена только световая и оптическая проекция. К непроективным средствам он относит учебные таблицы, схемы, чертежи, фотографии, радио, телевидение, ЭВМ, магнитофон и т. д.
По формам материализации учебной информации аудиовизуальные средства целесообразно разделить на три группы:
ТС записи, хранения и воспроизведения звуковой информации (звуковые средства обучения), т. е. опосредствования мыслительной деятельности человека во внешнеречевой форме.
ТС записи, хранения и предъявления зрительной информации, т. е. опосредствования мыслительной деятельности человека в визуальной знаковой форме (экранные средства обучения).
ТС записи, хранения и предъявления аудиовизуальной (зрительно-звуковой) информации, т.е. звуковой и зрительной учебной информации одновременно (экранно-звуковые средства обучения).
Более наглядное представление о том, какие существуют ТС (аппаратура) и какие учебные материалы предназначаются для их использования, может дать таблица 1.1.
Таблица 1.1 – Педагогическая техника и аудиовизуальные средства обучения
Педагогическая техника |
Аудиовизуальные средства |
Вид восприятия |
Кино - аппаратура |
Кинофильмы: учебные, хроникально-документальные, художественные |
Зрительно – слуховой |
Диапроекторы |
Диафильмы, диапозитивы (на стекле, пленочные) |
Зрительный |
Эпидиаскопы |
Средства картинно-изобразительной наглядности (чертежи, рисунки, фото и др.) |
Зрительный |
Графопроекторы |
Чертежи, рисунки, записи на прозрачных листах специального формата |
Зрительный |
Магнитофоны |
Магнитные записи, тексты к ним |
Слуховой |
Радиоприемники |
Учебные и общеобразовательные передачи, записи их на магнитную ленту |
Зрительно-слуховой |
Видеомагнитофоны |
Видеозаписи |
Зрительно-слуховой |
ЭВМ, компьютер |
Адаптированные программы |
Зрительно-слуховой |
При этом большое значение имеют такие выразительные возможности экранных пособий, как аутентичность, однозначность при восприятии, информационная плотность.
Развитие технических средств способствовало совершенствованию урока и классно-урочной системы в целом (схема 1) :
Схема 1:
Технология | ||||||||
Средства деятельности |
Способы деятельности | |||||||
Урок | ||||||||
ТСО | ||||||||
Программированное обучение |
Проблемное обучение | |||||||
Компьютеры | ||||||||
Телекоммуникации и сети |
Компьютерное обучение |
Эвристическое обучение | ||||||
Виртуальная реальность | ||||||||
Интернет-образование | ||||||||
Полезная информация:
Сложившиеся концепции народной педагогике
Научные исследования проблем народной педагогики свидетельствуют, что изучение народного опыта воспитания как социально-исторического феномена на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Великий русский педагог К.Д. Ушинский высоко оценива ...
Технологии мультимедиа в обучении психологии
Дословный перевод слова multimedia не слишком благозвучен – многосредность или множество сред. Под средой здесь понимается звук, видео, текст и любые другие данные. Под мультимедиа понимается комплекс и программных средств, позволяющих применять персональный компьютер для работы не только с текстом ...
Диагностика развития предметной деятельности
При диагностике предметной деятельности у детей третьего года жизни основными параметрами выступают следующие: операционально-техническая сторона деятельности (виды действий с предметами), познавательная активность и включенность в общение с взрослым. Поскольку характерной чертой предметной деяте ...