Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения

Образование и воспитание » Сущностные особенности развития вредных привычек » Семья как социокультурная среда педагогической деятельности по профилактике отклоняющегося поведения

Страница 1

Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности).

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) социокультурная среда семьи;

2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.

Основными функциями (от лат. functio — функции, исполнение) семьи (специфическое назначение) являются: репродуктивная — продолжение рода; социализация (ресоциализация) — естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности; воспитательная; хозяйственно-экономическая; рекреативная — взаимная моральная и материальная поддержка; коммуникативная — общение, т.е. в ней осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

На формирующуюся личность в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:

Субкультурные — факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи: состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.); кровно-родственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.); жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей; морально-психологический климат семьи (его своеобразие) — фон, определяемый ее социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека.

Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребенку: собственный опыт семейного воспитания; педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей; готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.; уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей; авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета; родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка, родительская нелюбовь; отношение родителей к воспитанию ребенка.

Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей: уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания; преобладающий тип семейного воспитания; искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей); умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка; управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д. и т.п.; создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми; воспитание избирательности в отношении к среде, людям; динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий; приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание; умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания; типичные ошибки семейного воспитания.

Детский фактор — своеобразие объекта семейной среды субкультурного воспитания: своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.); особенности положения детей в семье (рождение второго и следующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая разница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребенок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие и др.).

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Особенности восприятия и использования цифр детьми в дошкольном возрасте. Научные исследования по данной проблеме
Познание чисел и освоение действий с числами — важнейший компонент содержания математического развития. Посредством числа выражаются количество и величины. Оперируя только числами, которые являются показателями количеств и величин объектов окружающей действительности, сравнивая их, увеличивая, умен ...

Определение символизации
Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решают ...

Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста посредствам сенсорного воспитания
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих художественных способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необ­ратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошко­льном детстве. Изобразительная деятельность дошкольников з ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru