Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха

Образование и воспитание » Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников » Психолого-педагогические основы использования театрализованной деятельности в развитии речи и фонематического слуха

Страница 2

Н.А. Реуцкая классифицирует театрализованные игры по их художественному оформлению и различает игры – драматизации, игры с настольным театром (плоскостные и объемные фигурки персонажей), фланелеграф, теневой театр, театр петрушек (би – ба – бо), игры с марионетками. Классификация Н.А. Реуцкой близка к классификации театрализованных игр, предложенных Л.С. Фурминой, и дополняет ее новыми видами игр в кукольный театр.

В основе классификации театрализованных игр, разработанной Л.В. Артемьевой, положены средства изображения (эмоциональная выразительность), которыми участники игры пользуются в процессе разыгрывании темы и сюжета художественного произведения, подразделяемой на две основные группы: режиссерские игры, включающие настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе и игры драматизации, включающие драматизацию с атрибутами (маска, шапочка, костюм или его элемент, эмблема), игру – драматизацию с пальчиками, игру – драматизацию с куклами бибабо. По словам Н. С. Карпинской, драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов, и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.

К этой же группе автор относит и импровизацию, которая предполагает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Все предыдущие виды театра Л.В. Артемьева считает подготовкой к этой самой сложной и интересной игре.

В исследовании С.Н. Томчиковой рассматривается классификация игр (классы, виды, подвиды), основу которой составляют категорию инициативы, исходящей от субъекта игры, которая позволяет по-новому взглянуть на театрализованные игры. Автор выделяет три класса детских игр: игры, возникающие по инициативе самих детей, в которых ребенок использует свой жизненный опыт и обогащает его в собственной и независимой игровой обстановке; игры, возникающие по инициативе взрослого, приходящие от взрослого и обогащающие самодеятельные игры детей, аккумулирующие механизм деятельности, ее содержание и форму, которые ребенок должен присвоить, сделать своим достоянием; игры народные, идущие от исторических традиции этноса класса, позволяющие ребенку приобщиться к универсальному человеческому опыту. Данная классификация игр помогает представить направления использования разных видов театрализованных игр в педагогическом процессе ДОУ. Таким образом можно утверждать, что все вышеперечисленные классификации не противоречат друг другу, а лишь дополняют одна другую, расширяя специфику и многообразие всего современного арсенала театрализованных игр, используемых для развития старших дошкольников. Важным является и то, что процесс внедрения разных видов театра в практику работы с дошкольными учреждениями продолжается. Так, например, вводятся тростевые куклы, куклы с живой рукой, детская опера. Нельзя не отметить и то, что в настоящее время, создается ряд программ по театрализованной деятельности дошкольников, использующие разные концептуальные подходы, разные формы обучения, виды театрализованных игр для развития дошкольников. Термин «театрализованная деятельность дошкольников» имеет три смысловые единицы: «деятельность», «дошкольник», «театрализованная». В толковых словарях русского языка «деятельность» трактуется как «работа, занятие в какой – либо области, а «дошкольник» как «ребенок дошкольного возраста», т.е. «до поступления в школу (от 3 до 7)».Термин «театрализованная» определяется как «содержащая элементы драматического действия» и производное от театрализовать, т. е. приспособить для представления в театре.

Таким образом, «театрализованную деятельность дошкольников» можно охарактеризовать как занятие детей дошкольного возраста, содержащее элементы драматического действия и приспособленное для представлений в театре. Однако, как указывает исследователь, это общее определение не раскрывает всей сущности и своеобразия данного вида деятельности, поэтому возникает необходимость ее более глубокого анализа.

В процессе анализа литературных источников выявлено, что театрализованную деятельность дошкольников, с одной стороны, связана с театральным искусством, т. е. с художественным видом, а с другой – является творческой игрой.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Методы экологического образования на уроках химии
Биосфера – единственная естественная сфера существования человека. На современном этапе развития человеческой цивилизации она претерпевает столь быстрые изменения, что они стали заметны в течение жизни одного поколения. И изменения эти полезными назвать вряд ли возможно. Ошибки современного человек ...

Методика обследования произношения звуков
При обследовании звукопроизношения применяются задания, состоящие из произношения звука в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны б ...

Формирование общей способности к учению у детей с ЗПР
Принципиальный путь помощи детям с ЗПР при формировании общей способности к учению - это помощь в овладении собственной интеллектуальной деятельностью, основными её структурными компонентами (мотивационно-ориентировочным, операциональным, регуляционным). В основе овладения любым структурным компоне ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru