Значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится семье. Влияние микросреды (ближайшего окружения индивида), куда, безусловно, включаются близкие родственники с индивидуально присущими социально-психологическими характеристиками, в рядя случаев, является основным патогенным фактором в генезе наркологических заболеваний.
Нарушения поведения у детей и подростков, сопровождающиеся немедицинским потреблением психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, могут быть обусловлены различными психологическими (или психиатрическими) причинами. В последние десятилетия расстройства и особенности поведения у детей и подростков по-разному понимаются и классифицируются различными исследователями. Нечетко ограничены симптоматические рамки психических заболеваний, например шизофрении. Таким образом, то или иное расстройство (или психическая особенность) вряд ли может быть классифицировано с точки зрения семиотики в достаточной степени корректно.
Как показал опыт работы клиники детской и подростковой наркологии научно-исследовательского института наркологии, в поле зрения врача психиатра-нарколога чаще всего попадают больные с гебоидным синдромом (психическое расстройство, характеризующееся патологическим искажением черт пубертатного периода), наблюдающимся вне рамок шизофренического процесса, но обнаруживающие неврологическую микроорганическую симптоматику. В то же время, обычно нерезко выраженные в преморбидном периоде (период, предшествующий наступлению расстройства) признаки гебоидного синдрома усиливаются при присоединении наркотизации. При наркоманиях гебоидный синдром служит как этиологическим фактором в отношении потребления ПАВ (в частности, такие проявления упомянутого симптомокомплекса, как анти - и асоциальность, расторможенность влечений, реже психический инфантилизм), так и следствием нарастающей токсической энцефалопатии и психогенного анормального развития личности наркомана. Необходимо отметить, что а- и антисоциальность, расторможенность влечений, отдельные проявления психического инфантилизма как предикторы наркомании могут встречаться нередко вне рамок гебоидного синдрома, как монорасстройства или особенности личности. В частности, анти - и асоциальные тенденции могут наблюдаться в рамках анормального развития личности при формировании "краевой" психопатии (как правило, возбудимого или истеро-возбудимого типа). Эти же личностные особенности могут наблюдаться в рамках "ядерной" психопатии или соответствующей акцентуации личности, а также при психоорганическом синдроме. Во всех случаях также следует исключить вероятность шизофренического процесса. Целесообразно подчеркнуть, что в период упадка духовных ценностей частота анти - и асоциальных тенденций и соответственно их роль как этиологических факторов наркомании у несовершеннолетних закономерно возрастает. Граничат с анти - и асоциальными тенденциями детско-подростковые реакции протеста против значимых для личности и переживаемых как негативные явлений повседневной жизни. Такой протест может быть направлен как против неблагоприятной семейной обстановки (например, в случае пьянства отца или матери, низкого материального достатка в семье), так и против объективно существующей в настоящее время общей девальвации духовных ценностей (последнее нередко не осознается и субъективно переживается в виде отрицательных эмоциональных реакций на повседневные явления жизни).
Вопрос о собственно расторможенности влечений в узком смысле этого термина вне рамок гебоидного синдрома сложен. При изучении особенностей личности несовершеннолетних, больных наркоманиями, можно выделить две основные группы пациентов с упомянутым феноменом:
Полезная информация:
Виды орнаментов, характерных для росписи в технике холодного батика
Не смотря на то, что Центральная Ява является одной из главных провинций Индонезии, дизайн батика зависит от региона (на Яве их 29), где он создается. Можно выделить несколько художественных элементов орнамента для повседневного, праздничного и традиционного батика в таких округах, как Джокьякарта, ...
Методика изучения величин углов в курсе геометрии средней школы
При изучении величин углов можно использовать следующую схему: Общий обзор углов – углы с общей вершиной – градусное измерение углов. В учебной методческой литературе угол определяется по разному: Угол есть фигура, образованная двумя лучами, выходящими из общей точки. Угол есть неопределенная часть ...
Проектирование содержания воспитания социальной активности детей в учреждении
дополнительного образования
Наше исследование может быть отнесено к категории опытно-экспериментальных, поскольку проверка эффективности педагогических средств воспитания социальной активности детей в УДО осуществлялась в практике муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания дете ...