Наркотическое вещество включает в себя три критерия:
медицинский
социальный
юридический или правовой
Медицинский критерий наркотического вещества состоит в том, что употребляемое вещество приводит к специфическому воздействию на центральную нервную систему (галлюциногенное, стимулирующее, седативное и др.).
Социальный критерий заключается в следующем: немедицинское применение наркотических веществ приобретает массовый характер, что становится социально опасным (рост преступности, несчастные случаи и самоубийства, тяжелые проблемы со здоровьем и здоровьем будущего потомства, уменьшение продолжительности жизни, проституция, распространение ВИЧ - инфекции, гепатита С и др.).
Юридический или правовой критерий характеризуется тем, что определенные уполномоченные инстанции должны признать данное вещество наркотическим и включить его в список наркотических препаратов.
Можно выделить две группы факторов риска:
Объективные факторы:
Социальное неблагополучие: дети из социально-неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворенность жилищных условий, родители которых имеют малопрестижный род занятий или являются безработными, имеют больше шансов злоупотреблять наркотиками.
Общественная необустроенность: районы с вокзалами, общежитиями и т.п., характеризуемые высоким уровнем преступности, часто меняющимися жильцами.
Доступность алкоголя и наркотиков.
Субъективные факторы:
Семейная предрасположенность: дети, рожденные в семьях наркоманов и алкоголиков.
Неумелость, патологические формы воспитания: в семьях, где родители не устанавливают чётких норм поведения, используют виды искажённого воспитания, типаж гипоопеки, когда дети предоставлены самим себе; жёсткий стиль воспитания.
Антисоциальное поведение и гиперактивность: этот фактор риска главным образом связан с мальчиками от 5 до 7 лет. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем возрасте, существует большая вероятность того, что в юности будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.
Общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками.
Положительное отношение к алкоголю и наркотикам: когда дети считают, что от алкоголя нет вреда, когда выпивка ассоциируется у них с "хорошо проведённым временем", существует большая вероятность того, что они будут выпивать и дальше и использовать наркотики.
Сочетание факторов риска имеет геометрически прогрессирующий эффект. Например, когда имеют место два фактора риска, существует приблизительно в 4 раза большая опасность возникновения неблагополучного поведения.
Мотивы наркомании:
удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;
испытание чувства принадлежности с целью быть принятым определенной группой;
выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;
познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;
достижение "ясности мышления" или "творческого вдохновения";
достижение чувства полного расслабления;
уход от чего-то гнетущего.
Каковы бы ни были мотивы употребления наркотиков, общество и социальная среда приобретают особое значение в процессе приобщения к наркотикам и формирование психологических особенностей подросткового возраста.
Нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения Беларуси, уменьшением деловой активности, существенным уровнем безработицы в ряде регионов, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации, приводит к состоянию так называемой "социальной депрессии", отсутствию чувства личной перспективы и значимости. Рекламируемые некоторыми средствами массовой информации (СМИ) высокие стандарты индивидуального благосостояния, которые сформированы под влиянием зарубежной кино- и телепродукции, приводят к формированию у части психически незрелой молодежи имитационных моделей поведения. Роль наркотических и психоактивных веществ, в имитации "благоденствия" весьма существенна.
Полезная информация:
Факторы, способствующие повышению активности школьников на уроках физической
культуры
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение на уроках ...
Структура системного подхода к профессиональному самоопределению
учащихся
Самоопределение – это целенаправленный процесс, в течение которого человек присваивает общественные ценности, индивидуально их преломляя. К его механизмам многие авторы относят идентификацию и обособление (А.В. Мудрик, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн). Процесс самоопределения в ранней юности, возможно ...
Психологическая служба в системе образования
В некоторых странах СНГ, Великобритании, Бельгии, Голландии, Югославии, Чехословакии, Франции практическая психология занимает главное место в системе образования. В Казахстане она только крепнет и нуждается четком определении приоритетных задач исследований. Многие негативные явления современной ш ...