Избрание вида программы для студийной работы зависит от квалификации и специализации руководителя студии, позволяющих ему планировать серию студийных занятий. Руководителями студий могут быть преподаватели, методисты, учителя-консультанты. Каждая студия неповторима в сочетаниях методов, средств и личностного элемента, привносимого руководителем в общение со студийцами. Более того, студии, проводимые одним и тем же преподавателем при воспроизведении устоявшейся методики, непохожи одна на другую, потому что каждый учитель, являясь активным действующим лицом, выступает неповторимым слагаемым общей работы.
Три метода лежит в основе студийной работы педагогов: теоретическое изложение, представляющее учителям современное педагогическое решение проблемы; дискуссия, содействующая осмыслению предъявленного материала; игровые упражнения, вооружающие участников студии набором профессиональных умений, необходимых для реализации теории.
Самым трудным в организации студии, безусловно, является создание необходимого для работы психологического климата, той атмосферы раскрепощенности, взаимного расположения, деликатности и дружелюбия, без которых учитель не станет ни упражняться, ни рассуждать, ни играть, ни вести дискуссии, ни делиться своим мнением.
Практика занятия педагогической студии с учителями начальных классов; с родителями младших школьников; с методистами, руководителями методических объединений, преподавателями вузов показывает эффективность этой работы.
Так, например, студия «Творческое самочувствие учителя» была направлена на осознание педагогами того, что такое творческое самочувствие, каковы его проявления и какими техниками и приемами можно его создать.
Чтобы разобраться в том, что такое творческое самочувствие, необходимо ответить на следующие вопросы: Всегда ли вам хочется идти на урок, к ученикам? Всегда ли вы испытываете состояние, которое делает урок творческим и «зажигает» вас и детей? Какое у вас настроение, если вам приходится «дублировать» один и тот же урок, то есть проводить его два, три, четыре раза?
Каждый день школьный звонок созывает миллионы учителей на урок, а потом у них ещё и ещё уроки! И особенность педагогической деятельности в том, что учитель идет общаться с одними и теми же детьми в течение нескольких лет и должен обучить их по одним и тем же программам и учебникам. Это сложно и трудно.
Учёные выявили, что процесс создания творческого самочувствия - явление индивидуальное, у каждого учителя протекает по-своему. Для осознания того, что такое «творческое самочувствие», можно выполнить следующие упражнения: Возьмите лист бумаги и нарисуйте творческое самочувствие так, как вы его понимаете. Вспомните, как Вы настраиваете себя перед уроком, на уроке. Вспомните какой-нибудь эпизод, случай или ситуацию из педагогической деятельности, где Вы вели себя нестандартно, необычно, творчески.
Данные упражнения дают возможность, на наш взгляд, сделать шаг на пути осознания своего педагогического опыта.
Групповые педагогические консультации, педагогические студии позволяют оказать психолого-педагогическую и методическую помощь учителю начальных классов, но они предполагают участие в них специалистов: психологов, педагогов, социальных педагогов, методистов по начальному образованию. А что же делать учителям из сельских школ, из далеких районов, где нет таких специалистов и учителя вынуждены «вариться в собственном соку». Эту проблему, на наш взгляд помогут решить, так называемые, учителя-тьюторы или учителя-модераторы, то есть учителя-консультанты, наставники, которые прошли подготовку на специальных курсах повышения квалификации. Это курсы направлены на знакомство педагогов с современными тенденциями развития начального образования и овладение методами чтения лекций, техниками и приемами конструктивного педагогического общения с начинающими педагогами.
Большой спрос у учителей начальных классов вызвали курсы «Основы личностно-профессионального развития учителя начальных классов», организованные нами при институте повышения квалификации. Особый акцент на этих курсах делается на развитие у педагогов позитивного самоотношения к себе, на овладение способами самопознания, саморазвития, на освоение техник саморегуляции своего психического состояния.
Чем более позитивным является отношение учителя к самому себе, тем большую гибкость проявляет он в общении с учащимися, тем более велика вероятность того, что он сможет и у учащихся воспитать стиль творческого учения, основанного на самостоятельном мышлении. С другой стороны, чем меньше учитель уверен в себе, тем больше он склонен к стереотипу, формальному мышлению и соответственно к догматическому, авторитарному стилю преподавания.
На одном из занятий с учителями начальных классов, педагогам был задан вопрос, возможно ли, чтобы учитель в классе оставался таким, каким он вне класса, то есть самим собой. Типичный ответ начинался словами: «Конечно, нет!», за которым следовали яркие и убедительные доводы в пользу того, почему в учебной ситуации учитель не может быть самим собой.
Полезная информация:
Констатирующий эксперимент по определению частоты дыхания у детей старшего
дошкольного возраста
Наше исследование было проведено на базе ДОУ№ 152 Первомайского округа города Мурманска с 1 февраля по 29 февраля. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста из разных групп, рекомендованные старшей медсестрой дошкольного учреждения, в связи с частыми респираторными заболеван ...
Формирование связной монологической речи в онтогенезе
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога перехо ...
Основные положения Конвенции
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п. В соответствии с этими принципами: 1. Ребенок имеет право на жизнь и ...