Понятие и сущность педагогического мастерства учителя начальных классов в историческом контексте

Образование и воспитание » Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства » Понятие и сущность педагогического мастерства учителя начальных классов в историческом контексте

Страница 4

Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Это философские, психолого-педагогические, социальные, специальные и дополнительные знания. Профессиональные знания учителя формируются на всех уровнях (методологическом, информационно-содержательном, методическом, технологическом, творческом) и становятся базой педагогического сознания и мышления, а психолого-педагогическая эрудиция - необходимой предпосылкой успешной работы учителя.

Велика роль профессиональных способностей учителя в его успешной деятельности. Ученые-исследователи выделяют ведущие из них: 1) Дидактические способности, благодаря которым учитель успешно осуществляет отбор содержания и методов обучения, доступно излагает учебный материал; 2) Коммуникативные способности позволяют быстро устанавливать целесообразное общение, контакт с учащимися; 3) Перцептивные способности, которые выражаются в наблюдательности по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, в глубоком понимании возрастных и индивидуальных способностей воспитуемых; 4) Эмоциональные способности позволяют чувствовать, управлять своими эмоциями, владеть собой; 5) Экспрессивные способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения; 6) Организаторские способности, обеспечивающие порядок и дисциплину в классе, слаженную работу ученического самоуправления, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся; 7) Суггестивные, способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся; 8) Прогностические, способность намечать перспективы; 9) Креативность и импровизацию, способность к творчеству; 10) Интуицию, способность предвидеть; 11) Эмпатию, способность к сопереживанию; 12) Научно-познавательные, или академические способности, связанные с усвоением новых знаний, приобретением умений, навыков, желанием трудиться творчески, экспериментировать, систематически изучать литературу и опыт учителей.

Таким образом, профессиональное мастерство приходит к тому учителю, который опирается в своей деятельности на научную теорию. Естественно, что при этом он встречается с рядом трудностей. Во-первых, научная теория - это упорядоченная совокупность общих законов, принципов и правил, а практика всегда конкретна и ситуативна. Применение теории на практике требует уже некоторых навыков теоретического мышления, которыми учитель нередко не располагает. Во-вторых, педагогическая деятельность - это целостный процесс, опирающийся на синтез знаний (по философии, педагогике, психологии, методике и др.), тогда как знания учителя зачастую как бы разложены «по полочкам», т.е. не доведены до уровня обобщенных умений, необходимых для управления педагогическим процессом. Это приводит к тому, что учителя часто овладевают педагогическими умениями не под влиянием теории, а независимо от нее, на основе житейских донаучных, обыденных представлений о педагогической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 

Полезная информация:

Система обучения иностранному языку на начальном этапе в разные периоды
Важным временем в методике обучения иностранному языку сыграли пятидесятые года прошлого века. В эти годы реализуются основные положения постановления 1947 года «Об улучшении преподавания иностранных языков в средних школах», которым предусматривалось введение изучения иностранных языков с третьего ...

Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: "дремучий" - подбирались такие слова, как "дремлет", "древний" и т.д.; "знойный" - "злобный", "злючий", "зимний" ...

Дидактические основы использования технических средств обучения и воспитания
Качество проведения занятий как в школе, так и в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения учителя сочетания. живое слово с образами, используя разнообразные технические средства обучения, которые обладают следующими дидактическими возможностями: являются источником информации; рац ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru