Инновационные типы уроков литературы

Страница 1

Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры. Все чаще предлагалось заменить традиционные уроки формами обучения, у которых нет строгой структуры, но они открывают простор для творческой фантазии учителя. Однако на практике это не привело к конкретным позитивным сдвигам в методике школьного обучения, поскольку на таких уроках нередко проявлялись хаотичность, бессистемность, несоответствие цели. При этом допускалось ошибочное понимание современной интерпретации урока. Хоть проблема заключается не в структуре, а в том, что между сущностью учебного познания и методическим инструментарием урока должна быть точность, соотнесенная с целью обучения. С середины 70-х годов в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям; ситуация не улучшилась и сегодня. Отлучение учеников от познавательной работы педагоги пробовали остановить разными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе. Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную (неустановленную) структуру. Взгляды педагогов на нетрадиционные уроки различаются: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают эти шаги опасным нарушением педагогических принципов, отступлением педагогов под натиском учеников, которые не хотят и не умеют серьезно работать.

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков:

Урок-"погружение"

Урок-деловая игра

Урок-пресс-конференция

Урок-соревнование

Театрализованный урок

Урок с групповыми формами работы

Урок-взаимообучение учеников

Компьютерные игры

Урок-творчество

Урок-консультация

Урок-аукцион

Урок, который ведут школьники

Урок-зачет

Урок-сомнения

Урок-творческий отчет

Урок-формула

Урок-конкурс

Бинарный урок

Урок-обобщения

Урок-фантазия

Урок-игра

Урок-"суд"

Урок поиска правды

Урок-лекция "Парадоксы"

Урок-концерт

Урок-диалог

Урок - "следствие ведут знатоки"

Урок-ролевая игра

Урок-конференция

Урок-семинар

Интегральный урок

Урок - "круговая тренировка"

Межпредметные уроки

Урок-экскурсия

Урок-игра "Поле чудес", "Что? Где? Когда?"

Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.

Нетрадиционные формы обучения, как и привычные типы уроков, в основе своей классификации имеют целевой компонент. Именно поэтому их целесообразней рассматривать как отдельный подтип традиционных типов урока. И только те формы организации учебной деятельности выдерживают испытание временем, у которых есть конкретная целевая установка и соответствующие ей структура и содержание работы. Можно увидеть это по следующей схеме:

Таблица 1 - Формы обучения

Цель как основа типологии форм обучения

Традиционные формы обучения

Нетрадиционные формы обучения

Изучение обзорных и монографических тем. Изучение литературно-критических статей. Начало изучения биографии и творчества писателя

Вступительные занятия. Уроки изучения нового.

Урок-лекция.

Урок-исследование. Урок-устный журнал. Урок-прессконференция

Анализ литературного произведения. Теория литературы.

Общедидактические типы уроков с разными путями анализа.

Урок-деловая игра. Урок-путешествие. Урок с групповыми формами работы.

Урок-конкурс.

Урок-суд.

Развитие языка учеников.

Контроль за знаниями, умениями и навыками.

Уроки развития языка. Урок контроля и оценки знаний.

Урок-зачет.

Урок-семинар.

Урок-творческий отчет.

Страницы: 1 2 3 4

Полезная информация:

Исследование особенностей непроизвольного запоминания у старших дошкольников в условиях различного восприятия информации
Объектом исследования выступает непроизвольная память старших дошкольников. Предмет исследования: особенности непроизвольной памяти старших дошкольников при визуальном и кинестетическом действии с предметами Целью нашего исследования является изучение особенностей непроизвольного запоминания и особ ...

Проблемы и тенденции развития учреждений для детей и подростков
Кризис в экономической, политической и социальной жизни страны не мог ни отразиться на системе воспитания. Он поставил перед ней ряд немаловажных проблем, охарактеризовать которые мы и постараемся в этом параграфе. Конечно, основными социальными институтами, формирующими личность ребенка, являются ...

Формы и методы обучения графике
Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru