Мониторинг оценки состояния фонематических процессов (параграф 2.1.3.) показал, что:
- 70% детей допускают ошибки в определении гласных и согласных фонем,
-90% детей допускают ошибки при повторе слоговых рядов, состоящих из трех слогов с оппозиционными фонемами (из них 50% не могут повторить ряды из двух оппозиционных фонем);
- 70% детей допускают ошибки при выделении заданного звука из ряда слогов;
- 80% - подбирают картинки на заданный звук с ошибками;
- 40% детей различают слова-паронимы, но затрудняются с определением отличий в названиях.
При обследовании звукового анализа слова отмечены:
- ошибки в назывании I ударного гласного звука у 40% детей;
- при определении последнего согласного наблюдаются ошибки у 70%;
- 90% детей допускали ошибки при определении начального согласного звука в слове.
Данные позволяют сделать вывод: что фонематический слух у детей снижен или нарушен. (Диаграмма.№2)
Данные исследования грамматического строя и связной речи выявили, что 100% детей допускают ошибки при составлении предложений по сюжетным картинкам при составлении рассказа о своей любимой игрушке: нарушается последовательность; присутствуют аграмматизмы;
-100% детей допускают ошибки при образовании форм родительного падежа множественного числа существительных и не владеют навыками словоизменения существительных по числам в разных падежах;
- 90%детей используют предложно-падежные конструкции с ошибками;
- 50% - владеют навыками словообразования уменьшительной формы существительных;
- 50% - затрудняются;
Логопедическое обследование выявило: в среднем у 90% детей наблюдаются нарушения грамматического строя и связной речи, которые проявляются в затруднении составления предложений по сюжетным картинкам; рассказе о своей любимой игрушке в словообразовании и словоизменении; использовании предложно-падежных конструкций с ошибками.
По результатам исследование активного словаря установлено, что активный словарный запас детей очень скуден.
- Номинативный словарь недостаточно развит у 30% детей (допускают ошибки в называние детенышей животных, в понимание и употребление обобщающих понятий);
- Предикативный словарь беден у 50% детей (допускают ошибки в назывании действий людей и животных, с трудом подбирают слова с противоположным значением);
Мониторинг оценки состояния звукопроизносительных навыков показал, что фонетическая сторона речи у дошкольников не сформирована; так, у детей имеются нарушения звукопроизношения (мономорфные - 20%-группа соноров, полиморфные - 80% нарушения) в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах; в начале, середине и конце. У всех детей нарушена группа соноров.
Среди дефектов фонетической стороны речи преобладают нарушения по типу: замены, искажение звуков (свистящие, соноры [р], [л]) отсутствие звука:
[с, с’] - межзубное – 30%;
[з, з’] – межзубное – 30%;
[ш] – щечное – 60%;
[ж] – щечное – 40%, замена на [з] – 20%;
[л] – губное – 40%;
[л] – отсутствует 40%;
[ л’] – отсутствует – 50%;
[р] – отсутствует – 40%, горловое – 50%, замена [л] – 10%;
[р’] – замена [j] – 90%, замена на [л’] – 10%;
Обследование показало, что у всех дошкольников фонетическая сторона речи не сформирована; так как у детей имеются нарушения звукопроизношения (мономорфные, полиморфные нарушения) в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах; в начале, середине и конце слов; во фразах; в тексте.(табл.№1)(Диаграмма№1)
Таким образом, анализ результатов комплексной диагностики детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи позволил выявить нарушения всех сторон речи и, следовательно, уточнить то, что нарушение речи у них носит системный характер, а также определить необходимость проведения целенаправленной логопедической работы по коррекции звукопроизношения. Исходя, из данных констатирующего эксперимента воспитанники были разделены на группы:
Полезная информация:
Принципы управления движениями
В преподавании современного танца необходимо учитывать принципы управления движений, которые являются главной частью визуального восприятия манеры и стиля исполнения. Движение – перемещение тела или отдельных частей тела в пространстве – составная часть физических упражнений. Выполнение движений по ...
О проблемы воспитания милосердия у детей
Такая проблема, как воспитание милосердия у детей, волнует людей на протяжении уже многих веков. Как представители святоотеческой мысли, так и светские мыслители считали необходим воспитывать эту добродетель, но если святоотеческая мысль не придумывала систематических приемом и методов для разрешен ...
Психолого-педагогические
основы применения технических средств при обучении химии
Требования наглядности в обучении были еще провозглашены Яном Амосом Коменским в «Великой дидактике»: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, подлежащее вкусу – вкусом, д ...