Мусульманские мектебы и медресе

Страница 2

Аналогичные высказывания имеются у Ч. Валиханова, который в статье "Следы шаманства у киргиз" писал: "Все писатели о киргизах говорят и почти во всех географических руководствах пишется, что киргизы-магометане, но держаться шаманских обрядов, или они обряды мусульманские смешивают с шаманским суеверием. Это справедливо. Все шаманские обряды, понятия, легенды столь тесно соединенные с бытом кочевым, сохранились у киргиз в совершенной целости.".Ч. Валиханов указывал, что ислам интенсивно стал распространяться среди казахов лишь в 30-40 годы XIX в.

В силу таких обстоятельств (раздробленность и разобщенность, кочевой и полукочевой образ жизни), мектебы и медресе имелись в центрах оседлости (Туркестан, Семипалатинск, Тараз, Верный и др.). Общепринятый стационарный тип мектебов и медресе, какие были у соседних народов, казахам иметь было затруднительно. Кто хотел получить образование ехал в Самарканд, Бухару и другие города Средней Азии. Однако это могли позволить себе лишь обеспеченные слои населения. Другим каналом мусульманского образования были временные мектебы на летовках, при значительном числе аулов. Учителями там были муллы или ученики среднеазиатских и поволжских медресе.

Количество мектебов и медресе в разных регионах было различно. В одних областях их было много, в других - мало. Особенно много их было в Сыр-Дарьинской области, так как тогда в эту область входили Аулие-Атинский, Шымкентский, Перовский, Казалинский, Ташкентский уезды, город Ташкент. Однако, чисто казахских мектебов и медресе было и там немного.

Необходимо сказать об организационно-педагогической структуре мектебов и медресе, т.е. о помещениях, контингенте учащихся, об организации учебного дела, учебниках и учебных пособиях. Помещениями под казахские мектебы служили летом - кибитки (юрты), а зимой - землянки. Кибитки обычно выделялись состоятельными лицами в порядке частного пожертвования, а землянки делались в складчину всем аулом.

Что касается казахских медресе, то они обычно находились в городах, где имелись постоянные жители и приходские мечети. Однако, наличие приходских мечетей не являлось необходимым условием для существования казахских медресе. Они существовали и там, где не было никаких мечетей.

Помещения под медресе обычно строились отдельными "благотворителями", а иногда вскладчину "всеми прихожанами". По своей внешности казахские медресе не отличались от обычных казахских жилищ. Строились они из необожженного кирпича или дерна с плоскими крышами и маленькими окнами. Такие медресе, существующие в примитивной форме, были в пос. Сложихино (Фурмановского района Западно-Казахстанской обл.), в пос. Уил (Уильского района Актюбинской области), на урочище Батпаккара (Амангельдинского района Кустанайской обл.), на урочище Аласемек (Терен-Узякского р-на Кзыл-Ординской обл.), в пос. Баян-Аул (Павлодарской обл. Баян-Аульского района), на урочище Кен-Тюбек (Есильского района Акмолинской обл.), на урочище Самсы (Джамбулского р-на Алма-Атинской обл.), на урочище Койтас (Уланского района Семипалатинской обл.) и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Полезная информация:

СПК как критерий определения качества начального профессионального образования
В настоящее время тенденции развития экономики страны существенно влияют на процесс формирования и модернизации системы начального профессионального образования, а так же ставят перед учебными заведениями новую задачу – готовить специалистов в соответствии с запросами работодателей в компетенциях ( ...

Методические разработки и рекомендации по использованию учебных видеофильмов
Достоинство любого учебного фильма определяется прежде всего скоростью и точностью восприятия учащимися его основного содержания. Основные преимущества использования учебных видеофильмов: - приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе; - комплексное использование средств обуче ...

Опыт учителей по развитию самоконтроля в учебной деятельности младших школьников
А. «Разноцветные поправки» Для инициации у школьников потребности в СК, осознания его роли в течение всего периода обучения мы использовали приемы «по собственной инициативе» и «разноцветные поправки» (А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов). Суть последней состоит в том, что учащимся после выполнени ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru