Игры с карандашом, крупой, бусами, орехами. Предлагается детям регулярно заниматься с крупой. Сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцами, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.
Все это оказывает тонизирующее действие. Этот простой и эффективный массаж способствует притоку крови к нервным окончаниям на пальчиках. Следовательно, посылаются положительные импульсы в головной мозг.
Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук на занятиях логопеда и воспитателей играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушениями речи. Такой подход позволяет:
1. Регулярно стимулировать речевые зоны коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
2. Совершенствовать психологические процессы: внимание, память, мышление, которые тесно связаны с речью.
Данная работа содержит 2 главы. В первой главе определялась взаимосвязь мелкой моторики с развитием речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выяснилось, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются, выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения не точные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами. Это лишний раз подтвердило, что мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой.
Во второй главе определялась практическая сторона вопроса. Необходимо было выяснить, действительно ли развитие мелкой моторики поспособствует улучшению развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Оказалось, что действительно, спустя 6 месяцев работы над развитием моторики, привело к положительным результатам. Дети стали более общительными, у некоторых даже улучшилось звукопроизношение.
Вопросы соотношения мелкой моторики пальцев рук и звукопроизношения, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму.
В работу над развитием мелкой моторики с детьми исследуемой группы необходимо включать стишки, потешки, прибаутки. Дети их с удовольствием слушают, запоминают, а затем произносят. Спустя пол года систематической коррекционной работы, у детей данной группы наблюдаются улучшения выполнения заданий, связанных с мелкой моторикой. Заметными становятся улучшения в развитии речи. Возрастает активность познавательной деятельности. Дети исследуемой группы стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи и потешки стали рассказывать более выразительно, ритмично.
Полезная информация:
Сущность понятия «интеграция»
Политехнизм - от греч. poly - много и techne – искусство - система обучения, при которой теоретически и практически знакомятся с главными отраслями производства. Политехническое образование в школе, одна из важнейших составных частей воспитания, предусматривает ознакомление учащихся в теории и на п ...
Эффективность применения гимнастических упражнений для формирования
культуры движений младших школьников
В нашем исследовании поводилось наблюдение с целью направленного, изучения культуры движений младших школьников, как показателя общей культуры; с целью выявления умений школьников удерживать правильную осанку на протяжении всего занятия. Во время наблюдений обращалось внимание на пластику, координа ...
Формирование связной монологической речи в онтогенезе
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связно с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. В.В. Воробьева прослеживает генетическое развитие связной речи, которая формируется на базе ситуативного общения и постепенно от диалога перехо ...