Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Образование и воспитание » Оценка уровеня сформированности функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией » Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Страница 3

Проведённое исследование подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что у детей со стёртой дизартрией могут наблюдаться особенности формирования функций словоизменения и словообразования. В исследовании приняли участие 20 детей со стёртой дизартрией. Разработанная методика исследования позволила выявить уровень сформированности функций словоизменения и словообразования у данной группы детей. По результатам исследования были выделены 4 группы детей по степени сформированности функции словоизменения (со степенью сформированности выше среднего- 2 чел., со средней степенью сформированности - 5 чел., со степенью ниже среднего-10 детей, с низкой степенью- 3 чел.) У всех 20 испытуемых определили уровни сформированности функций словоизменения Уровень сформированности функции словоизменения мы определили у всех 20 детей. Высокий уровень (3,0 б.) сформированности функции словоизменения не выделяется. У всех детей на уровне выше среднего определяется образование следующих форм: образование форм дательного падежа имени существительного в единственном числе (2,8 б.) и дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа (2,9 б.). На среднем уровне сформированности находятся функции - изменение имён существительных по числам в именительном падеже (2,4 б.); образование формы творительного падежа имени существительного в единственном числе (2,4 б.); согласования прилагательных с существительными в роде (2,5 б.). Низкому уровню сформированности соответствуют следующие функции: образования форм родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе (1,9 б.); согласование существительных с числительными «два» и «пять» (1,4 б.), употребление предложно-падежных конструкций единственного числа в речи (2,0 б.). При исследовании функции словообразования выделили 4 группы детей: со степенью сформированности выше среднего– 2 чел., со средней степенью сформированности - 1 чел., со степенью ниже среднего- 5 чел., с низкой степенью словообразования -12 детей. Был определён уровень функции словообразования у всех испытуемых: средний уровень - образование глаголов с противоположным значением при помощи приставок (2,4 б.); образование глаголов совершенного вида (2,6 б.); уровень ниже среднего (2,3- 2,1 б.)- образование имен существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов (2,2 б.), образование относительных прилагательных от существительных (2,1 б.); низкий уровень- образование слов, обозначающих детёнышей животных от существительного с помощью суффиксов (1,9 б.); образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды) (1,7 б.); образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия (1,5 б.); образование притяжательных прилагательных от существительных (1,6 б.).

Таким образом, проведённое исследование показывает, что у детей со стёртой дизартрией наблюдается нарушение формирования грамматического строя речи, а именно функций словоизменения и словообразования. Для формирования правильного образования грамматических форм была предложена серия упражнений и дидактических игр.

Страницы: 1 2 3 

Полезная информация:

Сущность символизации
Сообщение детям новых знаний, формирование более сложных умений позволяют педагогу подчеркивать значение занятий для развития познавательных интересов. Каждый вид занятий определенным образом влияет на развитие личности ребенка. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспита ...

Сущность и содержание воспитания в дополнительном образовании
Понятие «воспитание» является одним из фундаментальных в педагогической науке и содержит большой диапазон определений, с различных позиций отражающих его сущность. По мнению П.П.Блонского, воспитание есть развитие, имеющее как процесс исходную точку и цель. Цель воспитания заключается в развитии мы ...

Основная задача обучения – усвоение и воспроизведение учащимися
переданной им информации, способов деятельности. Личностно ориентированное обучение 1. Ученик становится субъектом деятельности, осуществлеяет её целостно на всех этапах, осознаёт процесс учения и управляет им. 2. Учитель становится координатором, организатором деятельности учеников в процессе кото ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru