Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Образование и воспитание » Оценка уровеня сформированности функций словоизменения и словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией » Методические рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией

Страница 2

- Игра «Почта»: ребёнку предлагается сказать фразу наоборот, придумать предложение с этими словосочетаниями:

В ящик- из… (ящика) из ящика - в … (ящик)

В конверт – из …(конверта) из конверта- в…( конверт)

На столе- под …(столом) под столом- на …( столе)

На письме – под … (письмом) под письмом- на …( письме)

- Игра «Транспорт»: Ребёнок вставляет «маленькое слово» (предлог) в предложение , которое называет логопед и проговаривает всё предложение.

Мы спустились … (в) метро.

Коля бежит …(по) дороге.

Ребята поедут …( на) трамвае.

Поезда идут …( по ) рельсам.

Петя любит ездить …( на) машине.

Эксперимент показал, что дети допускают ошибки при использовании продуктивных и непродуктивных словообразовательных моделей. В процессе работы над словообразованием сначала необходимо уделить внимание организации системы продуктивных словообразовательных моделей, а именно закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами –к, -ик, -чик, образовывать притяжательные прилагательные с суффиксом -ин, затем работе над словообразованием менее продуктивных моделей, а именно уточнить образование существительных с суффиксами –ниц, образование притяжательных прилагательных с суффиксом –и без чередования (лисий) и с чередованием (волчий), а так же образование названий профессий

Образование имен существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия.

- Лото «Кто что делает». На карточках изображены люди, выполняющие различные действия, если ребёнок правильно отвечает на вопрос, то получает карточку (Кто носит багаж?- носильщик; кто работает на кране?- крановщик)

- Игра «Киоск открыток» Дети смогут купить открытку, если правильно назовут, кто на ней изображен и что он делает. (Лыжник катается на лыжах. Футболист играет в футбол.)

Образование притяжательных прилагательных от существительных.

- Игра «Кто спрятался в лесу?» Дети рассматривают картинку и отвечают на вопрос «Что видишь?» (оленьи рога, лисий хвост, медвежьи следы, волчий хвост).

- Игра «Исправь ошибку» Детям предлагается исправить ошибки во фразах , сказать правильно: «На снегу видны заяц и лиса следы, птица следы. На столе лежит газета папы. Катя надела бабушка шарф.»

Образование имен существительных при помощи суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).

- Игра «Что для чего?» Детям предлагается назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло), ответить на вопрос «где хранятся эти предметы?» и подобрать соответствующую картинку (хлебница, сахарница).

- Игра «Кто спрятался в лесу?» Дети рассматривают картинку и отвечают на вопрос «Что видишь?» (оленьи рога, лисий хвост, медвежьи следы, волчий хвост).

- Игра «Исправь ошибку» Детям предлагается исправить ошибки во фразах , сказать правильно: «На снегу видны заяц и лиса следы, птица следы. На столе лежит газета папы. Катя надела бабушка шарф.»

Анализ литературных данных показал, что вопрос о развитии грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией широко рассматривается в специальной литературе. В настоящее время среди детей дошкольного возраста данное речевое нарушение имеет тенденцию к значительному росту. Проблема развития и коррекции грамматического строя речи, а именно функций словоизменения и словообразования, при данном нарушении речи является актуальной. В научных исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стёртой дизартрии, отмечается, что грамматические формы словоизменения и словообразования появляются у детей со стёртой дизартрией в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития семантических и формально-языковых компонентов, в отношении общей картины развития речи. У детей со стёртой дизартрией процесс систематизации лексики, отработки грамматических категорий осуществляется в более поздние сроки и имеет качественное своеобразие. (Н.В. Серебрякова, Л.Г. Парамонова,). Анализ речи детей с дизартрией, проведённый Л.В.Лопатиной и Н.В.Серебряковой показал нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами. У детей выявляются затруднения в выборе грамматических средств и в их комбинировании. Е.Ф.Соботович, Л.В.Лопатина отмечают у детей со стёртой дизартрией недоразвитие грамматического строя речи: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической систем языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи. Отклонения в развитии грамматического строя речи являются производными и носят характер вторичных нарушений. Основным механизмом несформированности грамматического строя является нарушение дифференциации фонем. Это приводит к трудностям различения форм слова из-за нечёткого кинестетического образа слова и особенно окончаний, поэтому нарушается морфологическая система языка Дети со стёртой дизартрией длительно и стойко не замечают грамматической изменяемости слов. Лексическая основа выступает для них как постоянный словесный раздражитель, а префиксы, суффиксы и окончания не обладают конкретным значением и представляют физиологически слабый словесный раздражитель, который не воспринимается детьми.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Сущность и характеристика творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию "способности". Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им ...

Профилизация образовательного процесса как комплексная педагогическая проблема
На рубеже 1990–2000-х гг. окончательно сформировались широкие социальные и социально-педагогические предпосылки массового введения профильного обучения на старшей ступени общего образования в российской школе. Перечислим и кратко охарактеризуем эти предпосылки. 1. Возрастание требований к специалис ...

Анализ современных программ воспитания, развития и обучения дошкольников по проблеме ознакомления с числами и цифрами
Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует ра ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru