Значение дыхания в физическом развитии детей

Наука о дыхании – это наука о жизни. Из всех научных дисциплин и тайных знаний она считается самой важной и наиболее трудной для достижения. Чтобы в совершенстве овладеть наукой о дыхании, человеку надо не только обладать определенными знаниями, но и быть наблюдательным и терпеливым.

Внешне простой акт дыхания – вдох, выдох, задержка – поддерживает сложнейшие жизненные процессы. Дыхание практически поддерживает любой процесс в человеческом организме, с прекращением его прекращаются любые проявления жизни. Эта особенность дыхания была подмечена еще в древности. Именно поэтому древние мудрецы справедливо считали дыхание "опорой жизни".

Дыхание занимает одно из основных мест среди оздоровительных дисциплин. Например, с помощью дыхания Стрельниковой ставят певцам голос, лечат астму и некоторые другие заболевания, методом Бутейко лечат астму, гипертонию и множество других болезней, с помощью ребефинга и холотропной терапии освобождаются от психологических зажимов, занятия йогов и цигун позволяют человеку контролировать психические процессы. Различные техники дыхания можно использовать как для укрепления организма, так и для совершенствования личности. Кроме того, управляя процессом дыхания, можно научиться управлять своим организмом. Нередко применение дыхательных методик дает такой колоссальный оздоровительный эффект, какого нельзя добиться с помощью питания, физических упражнений, закаливания.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность, и выносливость стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать, у него возникает одышка из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и дыхание у них быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

- нижнее, или " брюшное", " диафрагмальное" (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений, в основном вентилируется нижняя часть легких и немного – средняя),

- среднее, или " реберное" (в дыхательных движениях участвует межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх, диафрагма также слегка поднимается),

- верхнее, или " ключичное" (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы, в основном вентилируются верхушки легких и немного – их средняя часть),

- смешанное, или " полное дыхание йогов" (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Таким образом, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть – зависит от типа дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, а также регуляции температуры тела. Кроме того, они принимают участие в выработке физиологически активных веществ, играющих определенную роль в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Известно, что осанка влияет на характер дыхания, но и привычный тип дыхания сказывается на строении грудной клетки, формирует определенную осанку.

У детей, часто болеющих простудными заболеваниями, имеющих хронический насморк, преобладает – нижнегрудное и брюшное дыхание. Грудная клетка расширена к низу и в стороны, верхняя часть уплощена. Осанка обычно вялая, с " крыловидными" лопатками, выпуклым животом. Все мышцы спины и живота ослаблены .

Все эти дефекты в строении и форме грудной клетки, нарушения осанки, возникшие в результате привычного неправильного дыхания, должны быть устранены. Основной метод коррекции – лечебная гимнастика, с помощью которой происходит обучение правильному дыханию и воспитывается привычка к нормальной осанке.

Формирование правильного дыхания играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей дошкольного возраста.

Полезная информация:

Принцип систематичности и последовательности в воспитании и обучении
Он требует формирования у учащихся системы зна­ний, а не просто суммы сведений из разных паук, формирования мировоззрения как системы знаний и отношений личности к ок­ружающей действительности. «Как в природе все сцепляется одно с другим, - утверждал Я.А.Коменский, - так и в обучении нужно связыват ...

Роль развития мелкой моторики в развитии речи
Многие учёные считают, что активность речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ещё Ф. Энгельс писал «Только благодаря труду, благодарю приспособлению к новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнуто путём особого развития мускулов, связ ...

Педагогические условия формирования трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста
Главная задача трудового воспитания - формирование правильного отношения детей к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка. Стремление к самостоятельности и активности детей среднего дошколь ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru