На первом этапе Е.А.Бондаренко рекомендует проводить индивидуальные занятия, позже объединять детей в группы по 2-3 человека. Чтобы ребенок мог вслушиваться в речь, в комнате, где проходят занятия, должна быть тишина.
На ВТОРОМ этапе обучения необходимо развивать преимущественно активную речь. Развитие активной речи осуществляется в тесной связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале.
Е.А.Бондаренко поясняет, что развитие только понимания еще не обеспечивает умения говорить, и наоборот, если ребенка тренировать только в произношении слов, а не уделять внимание усложнению понимания, то не разовьется способность обобщения, умение ориентироваться в окружающем и устанавливать причинно-следственные связи.
На втором этапе обучения используются те же приемы, что и раньше, однако длительность занятий увеличивается, количество действий с предметами становиться больше, ребенка привлекают к самостоятельным действиям с предметами, стимулируют к ответам на вопросы воспитателя.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Е.А.Бондаренко подчеркивает, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Собственно система дидактических игр находится в таблице № 1.
Исходя из вышеизложенного, я определила тему на предстоящий межаттестационный период: «Дидактическая игра как средство развития речи детей-сирот 2-го года жизни».
Этапы |
Содержание деятельности |
Планируемый результат |
I.Проблемно-аналитический 2004-2005 |
1.Проанализировать и учесть рекомендации, полученные в ходе аттестации. 2.Подбор литературы по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей-сирот 2-го года жизни». 3.Организация исследования: выдвижение гипотезы, постановка цели и задач, определение объекта исследования. |
План коррекциии педагогической деятельности. Методическая литература. |
II.Организационный 2005-2007 |
1.Изучение теоретического и практического опыта по теме. 2.Внедрение в опыт работы различных методик и приемов. |
Выступление на МО. Открытые уроки, дидактический материал. |
III. Итогово-обобщающий 2008 - 2009 |
1.Отслеживание результатов исследования. 2.Систематизация полученного материала. 3.Подготовка аналитического отчета за межаттестационный период. |
Результаты исследования. Дидактический материал. Аналитический отчет. |
Подводя итоги данного педагогического проекта, необходимо отметить, что в России с каждым годом увеличивается количество детей, поступающих в детские дома и дома-ребенка. Практика показывает, что условия, в которых воспитываются и обучаются дети-сироты тормозят их личностное развитие и искажают развитие личности. Особую роль в этом процессе играет также и то, что дети поступают в детские учреждения уже имея психофизиологические нарушения, негативный социальный опыт, психолого-педагогическую запущенность.
Дети-сироты раннего возраста страдают в связи с разлукой с матерью и другими близкими взрослыми. Кроме того, среда дома ребенка эмоционально бедна и однообразна, в связи с чем у них формируются такие синдромы как эмоциональная депривация, госпитализм, задержка психического развития, психоречевая задержка.
Можно выделить линии развития, которые на 2-м году жизни формируются наиболее интенсивно. Это понимание речи взрослого и развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие движений; развитие навыков самостоятельности.
Полезная информация:
Апробация эффективности выявленных педагогических условий в формирования
умений выполнения трудовых поручений дошкольниками среднего возраста
Для проведения формирующего эксперимента поставим цель: повысить уровень сформированности общих и специальных трудовых умений детей экспериментальной группы. Нами определены педагогические условия: Разработать систему игр и упражнений для развития мелкой моторики рук. Разработать методику для форми ...
Основные понятия о дидактических принципах
Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе ме ...
Выборочное обследование
Чтобы обеспечить успех полевых работ, важно представлять себе характер всей совокупности изучаемых объектов. Термин совокупность означает все элементы некоторой группы, например совокупность кокосовых пальм в Западной Африке или автомобилей в Великобритании. Одна из основных трудностей, с которыми ...