На первом этапе Е.А.Бондаренко рекомендует проводить индивидуальные занятия, позже объединять детей в группы по 2-3 человека. Чтобы ребенок мог вслушиваться в речь, в комнате, где проходят занятия, должна быть тишина.
На ВТОРОМ этапе обучения необходимо развивать преимущественно активную речь. Развитие активной речи осуществляется в тесной связи с развитием мышления на одном и том же познавательном материале.
Е.А.Бондаренко поясняет, что развитие только понимания еще не обеспечивает умения говорить, и наоборот, если ребенка тренировать только в произношении слов, а не уделять внимание усложнению понимания, то не разовьется способность обобщения, умение ориентироваться в окружающем и устанавливать причинно-следственные связи.
На втором этапе обучения используются те же приемы, что и раньше, однако длительность занятий увеличивается, количество действий с предметами становиться больше, ребенка привлекают к самостоятельным действиям с предметами, стимулируют к ответам на вопросы воспитателя.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Е.А.Бондаренко подчеркивает, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
Собственно система дидактических игр находится в таблице № 1.
Исходя из вышеизложенного, я определила тему на предстоящий межаттестационный период: «Дидактическая игра как средство развития речи детей-сирот 2-го года жизни».
Этапы |
Содержание деятельности |
Планируемый результат |
I.Проблемно-аналитический 2004-2005 |
1.Проанализировать и учесть рекомендации, полученные в ходе аттестации. 2.Подбор литературы по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей-сирот 2-го года жизни». 3.Организация исследования: выдвижение гипотезы, постановка цели и задач, определение объекта исследования. |
План коррекциии педагогической деятельности. Методическая литература. |
II.Организационный 2005-2007 |
1.Изучение теоретического и практического опыта по теме. 2.Внедрение в опыт работы различных методик и приемов. |
Выступление на МО. Открытые уроки, дидактический материал. |
III. Итогово-обобщающий 2008 - 2009 |
1.Отслеживание результатов исследования. 2.Систематизация полученного материала. 3.Подготовка аналитического отчета за межаттестационный период. |
Результаты исследования. Дидактический материал. Аналитический отчет. |
Подводя итоги данного педагогического проекта, необходимо отметить, что в России с каждым годом увеличивается количество детей, поступающих в детские дома и дома-ребенка. Практика показывает, что условия, в которых воспитываются и обучаются дети-сироты тормозят их личностное развитие и искажают развитие личности. Особую роль в этом процессе играет также и то, что дети поступают в детские учреждения уже имея психофизиологические нарушения, негативный социальный опыт, психолого-педагогическую запущенность.
Дети-сироты раннего возраста страдают в связи с разлукой с матерью и другими близкими взрослыми. Кроме того, среда дома ребенка эмоционально бедна и однообразна, в связи с чем у них формируются такие синдромы как эмоциональная депривация, госпитализм, задержка психического развития, психоречевая задержка.
Можно выделить линии развития, которые на 2-м году жизни формируются наиболее интенсивно. Это понимание речи взрослого и развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие движений; развитие навыков самостоятельности.
Полезная информация:
Анализ литературы по проблеме исследования
Модульное обучение в первоначальном виде зародилось в конце 60-х годов и быстро распространилось в англоязычных странах, прежде всего, в США, Англии и Канаде. Вскоре им заинтересовались и исследователи России. В настоящее время накоплен достаточный материал научных сведений по вопросам модульного о ...
Разработка занятий элективного курса «Квадратные уравнения и
неравенства с параметром»
Занятие I. Квадратный трехчлен и его свойства. Понятие об уравнении с параметром Цель: закрепление знаний по теме «Квадратный трехчлен и его свойства»; развитие умения решать нестандартные задачи. Ход занятия: Организационный момент. Введение в элективный курс «Квадратные уравнения и неравенства с ...
Анализ понятия «рефлексивные умения»
Проблема рефлексии достаточно много исследовалась и исследуется наукой, в том числе и психолого-педагогической. Однако, вопрос об рефлексивных умениях с точки зрения как теории психологии и педагогики, так и практики образования, по-видимому, требует дальнейших исследований и разработок. Рефлексия ...