Проблема рефлексии достаточно много исследовалась и исследуется наукой, в том числе и психолого-педагогической. Однако, вопрос об рефлексивных умениях с точки зрения как теории психологии и педагогики, так и практики образования, по-видимому, требует дальнейших исследований и разработок.
Рефлексия понимается как интегральный психический процесс, который проявляется в способности размышлять над содержанием сознания другого человека и размышлять над содержанием собственного сознания, хода и результата собственной деятельности.
Рефлексивность – это свойство практического мышления. Рефлексия, по мнению автора Т.Ф. Ушевой, становится важнейшим, определяющим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Для учащегося это качество необходимо для применения общих знаний в конкретных ситуациях своей практической действительности. Без рефлексивной проработки теоретические знания, из которых складываются концептуальные представления, как бы «рассыпаются» в сознании, а это не позволяет им стать непосредственным руководством к действию. Рефлексия в деятельности – это процесс мысленного – предваряющего или ретроспективного – анализа какой-либо проблемы, затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения.
Г.П. Щедровицкий выделяет следующие формы осуществления рефлексии: коллективную–кооперативную и коммуникативную и индивидуальную – личностную и интеллектуальную. На их основании автор Т.Ф. Ушева определила рефлексивные умения, необходимые каждому человеку для реализации практической деятельности:
кооперативные – самоопределение в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности;
интеллектуальные – определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;
личностные – умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки;
коммуникативные – умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития.
Рефлексивные умения помогают ученикам понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности. «Если физические органы чувств для человека – источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник опыта внутреннего, способ самопознания, необходимый инструмент мышления».
Таким образом, сформированные рефлексивные умения учащихся позволяют им самостоятельно сформулировать цели и результаты дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их ответственными и успешными в учебной деятельности.
Полезная информация:
Периодизация детства и особенности развития детей
К. Д. Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются анатомические показатели, особенности протекания физиолог ...
Принципы и закономерности процесса обучения
Мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой, служат принципы обучения. Принципы обучения всегда отражают зависимости между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. В современной дидактике принципы обучения рассматриваются как ...
Авторская методика вокальной студии «Соло», г. Ульяновск
Вокально - эстрадная студия "Соло" создана в марте 1995 года на базе музыкально - вокальной студии "Улыбка" дворца культуры Профсоюзов г. Ульяновска. Создатель и неизменный руководитель коллектива - Заслуженный работник культуры РФ - Наговицына Ольга Николаевна. С сентября 2000 ...