Прежде всего его внимание привлекают любые изменения в окружающей обстановке: новые игрушки, машина, проехавшая за окном, музыка. Постоянное рассматривание окружающего переходит в наблюдение: увидев несколько раз, как воспитатель кормит рыбок, ребенок уже сам подходит к аквариуму посмотреть, как плавают рыбки. Дети не случайно бегут на горку, стоящую у окна,— они любят смотреть на проезжающий транспорт. Важно организовать жизнь ребенка таким образом, чтобы он не только видел вокруг себя разнообразные предметы, но и действовал с ними, так как его мышление формируется в деятельности.
Второй год жизни — это сензитивный период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению, когда речевое развитие протекает очень интенсивно. На 2-м году ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Растет его активный словарь, ребенок овладевает грамматическим строем языка, начинает пользоваться речью.
Понимание речи приходит не сразу. Для развития этого процесса характерно то, что до полутора лет интенсивно устанавливаются связи между предметами, действиями и их словесными обозначениями, правда связи эти сначала довольно слабые и требуются специальные условия, чтобы они упрочились. Недостаточно прочна и связь между отдельными анализаторными системами (двигательными, зрительными, слуховыми), этим и объясняется, что иногда, даже если ребенок понимает задание взрослого, реагирует на него недостаточно правильно. Например: «Покажи, где лошадка»,— говорит воспитатель; ребенок смотрит на названный предмет, а рукой показывает на другой. В работе с детьми при формировании связи слова с предметом необходимо создавать разнообразные условия общения, постепенно, но непрерывно их усложняя.
Что же дети могут понимать в этом возрасте? Это названия игрушек, предметов обихода, одежды; названия действий, которые они сами могут выполнить («возьми», «принеси», «посмотри», «покорми», «покачай» и т. д.). Малыши охотно выполняют поручения взрослых («Принеси свои ботинки»; «Ложись на свою кроватку»), при этом они хорошо ориентируются в своей комнате.
Постепенно кругозор детей расширяется, связи между предметами и словами становятся прочнее, благодаря чему с полутора лет дети начинают понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией, т. е. с малышом уже можно говорить о том, чего он в настоящий момент не видит (конечно, при этом нужно опираться на имеющийся опыт ребенка). Ему уже можно пересказывать простые, но эмоциональные рассказы, читать четверостишия, потешки. Однако нужно помнить, что по-прежнему большое значение имеет дальнейшее обогащение опыта ребенка. При рассматривании окружающего важно называть все, что видит ребенок: действия взрослых и детей, движения животных, транспорта, картинки в книге. В дальнейшем вопросы взрослого, обращенные к ребенку, заставят его обозначать воспринимаемое своими словами, а к концу 2-го года будут стимулировать и появление первых вопросов (какой? куда? что это?).
Если до полутора лет ребенок воспринимает общее у однородных предметов, названных взрослым, то после полутора лет эта способность к обобщению находит выражение в его собственной речи.
Начало 2-го года жизни — это так называемый «период наглядных обобщений», когда ребенок обобщает предметы не столько по существенным признакам, сколько по признакам внешним, бросающимся в глаза: по цвету, величине и т. п. Позже, приобретя некоторый опыт, ребенок по словесной инструкции взрослого обобщает предметы по существенным признакам: сначала находит по просьбе взрослого, а затем и называет однородные предметы независимо от их внешних признаков.
В первую половину 2-го года жизни у ребенка формируется очень важное для него умение подражать словам, произносимым взрослым. Однако артикуляционный аппарат развит еще недостаточно, и в начале 2-го года жизни малыш произносит слова облегченно («би-би»—машина, «ав-ав»—собачка). Поэтому очень важно, чтобы взрослый, давая для подражания такие облегченные слова, сопровождал их словами, произносимыми правильно. Постепенно дети начинают подражать не только словам, но и фразам. На основе подражания растет словарь ребенка: к году он насчитывает 10 слов, к 1 г. 6 мес.— 30, а к 2 г.— 300 слов. Постепенно изменяется удельный вес речевых реакций. Так, от 1 г. до 1 г. 3 мес. преобладающей речевой реакцией является лепет ребенка, который очень разнообразен и иногда составляет целые «монологи» и его эмоциональные возгласы. В период с 1 г. 3 мес. до 1 г. 6 мес. увеличивается количество слов, произносимых облегченно, а лепет резко сокращается.
В возрасте от 1 г. 6 мес. до 1 г. 9 мес. увеличивается количество слов, произносимых правильно, т. е. ребенок уже может сказать не «ав-ав», а «собака», хотя само произношение слова еще очень несовершенно и понимают его лишь близкие люди. С 1 г. 9 мес. до 2 лет в речи ребенка возрастает количество фраз. Важный момент в развитии речи—появление первых вопросов (а это? какая?), отражающих развитие познавательной деятельности.
Полезная информация:
Понятие
о формах теоретического и производственного обучения
В общеобразовательных школах, СПТУ и средних специальных учебных заведениях применяются урочная и внеурочная формы организации обучения, в каждой из которых используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимся. Все они в советской школе имеют коллективист ...
Интерьер кабинета иностранного языка
Проводимые в последние годы проверки образовательных учреждений выявили отсутствие единой системы оформления и оборудования школьных кабинетов, в том числе и кабинетов иностранных языков. Обычно подходя к кабинету иностранного языка в любой школе и в любом городе можно заранее предположить, как он ...
Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы
Аппликация (от латинского слова applicato- прикладывание)- один из видов изобразительной техники. Основанной на вырезании. Наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Понятие «аппликаци» включает способы создания художественных произведений из различных по свойст ...