Возвращаясь к теме данного проектирования, необходимо подчеркнуть, что дети, воспитывающиеся в доме ребенка имеют ярковыраженную сенсорную, социальную и материнскую депривацию.
Характер и особенности течения первых двух периодов позволяют классифицировать адаптацию по степени тяжести.
Анализируя формы проявления социально-психологической дезадаптации у детей раннего возраста, помещающихся в дома ребенка, Э. М. Александровская выделяет следующие наиболее характерные для них психозащитные реакции:
1)активный протест (враждебность, плач, привлечение внимания, высокое нервно-психическое напряжение, агрессивность, гнев)
2)пассивный протест (пассивное поведение, избегание контактов, уход в себя, слабый или тихий плач, депрессивное настроение, плохой аппетит и сон)
3)тревожность и неуверенность в себе (малыш пассивен, но предпочитает приближаться к взрослым; преобладает тревожность и настороженность; при снижении эмоционального климата у ребенка появляются тики, энурез).
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что депривация и госпитализм, отсутствие любви близкого взрослого и психозащитные реакции ребенка – калечат его психику, что обычно проявляется в задержке темпа психофизического развития и социальной запущенности.
Второй год имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому сенсорному развитию, формирование второй сигнальной системы выделяют второй год как особый период раннего детства.
В этом возрасте увеличивается время бодрствования ребенка, что следует учитывать при построении режима дня.
Психическое развитие ребенка можно разделить на 4 периода:
1-й—от 1 г. 1 мес. до 1 г. 3 мес.,
2-й — от 1 г. 4 мес. до 1 г. 6 мес.,
3-й — от 1 г. 7 мес. до 1 г. 9 мес.,
4-й — от 1 г. 10 мес. до 2 лет.
Можно выделить линии развития, которые на 2-м году жизни формируются наиболее интенсивно. Это понимание речи взрослого и развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие движений; развитие навыков самостоятельности. Естественно, что такое разделение условно, так как каждая линия развития формируется в связи со всеми остальными. Например, развитие игры и действий с предметами прочно связано с развитием движений ребенка, а после 1 г. 6 мес.— и с пониманием речи. Эти линии развития особенно важны в данном возрасте, так как они являются наиболее сильными, меньше подвергаются влиянию неблагоприятных факторов (плохой анамнез, заболеваемость, недостаток педагогических воздействий и др.). Развитие активной речи — линия новая, наиболее чувствительная к влиянию неблагоприятных факторов, о действии которых говорит задержка в развитии активной речи детей.
Что же характерно для сенсорного развития ребенка 2-го года жизни? Ребенок встречается с разнообразием предметов и их свойств в природе, быту. Особенно много новых впечатлений дети получают в природе, поэтому важно, чтобы воспитанники дома ребенка гуляли не только на своем участке, но и выходили за его пределы, например в парк. Особенно интересен для детей выезд на дачу — их окружают яркие цветы, деревья, животные, птицы.
Играя с различными дидактическими игрушками, малыши учатся сравнивать, различать качества предметов, их форму, величину, цвет. Выделение формы предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение для развития восприятии ребенка: уже в этом возрасте рекомендуется учить малыша различать форму шара, куба, сравнивать предметы контрастных и близких форм, подбирать по образцу предметы такой же формы.
Довольно рано дети начинают выделять в предметах величину, которая также является для ребенка сильным, бросающимся в глаза признаком. С этим признаком малыша знакомят прежде всего при проведении режимных процессов (сравнивая одежду, посуду, овощи, фрукты); Уже в 1 г. 3 мес. дети, играя с дидактическими игрушками (вкладышами), различают-. две контрастные величины; в 1 г. 9 мес. подбирают три-четыре контрастных по величине предмета (а затем и предметы, близкие по величине).
К 2 годам дети подбирают по образцу и словесной инструкции взрослого предметы по цвету. Здесь очень важно, чтобы дети поняли задание, поэтому его нужно сделать мотивированным, например: подобрать варежки, носочки, ботиночки одного цвета, выбирая их среди пар, имеющих другой, контрастный цвет (к красному носочку подобрать красный, отличая его от синих и желтых).
Для детей 2-го года характерна обостренность восприятия: ничто не проходит мимо их внимания — животные, птицы, транспорт, игрушки, новая одежда. Все это очень важно для малыша — мозг получает новую информацию, которая необходима для его развития. Однако нужно помнить, что внимание ребенка еще носит непроизвольный характер. Малыша в этом возрасте нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно многим.
Полезная информация:
Применение принципа наглядности
Напомню, что один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 р ...
Диагностика предметных образовательных компетенций на уроках математики
Особое место в совокупности характеристик компетентностного подхода занимает оценка достижений учащихся. Адекватная оценка обеспечивает школьникам осознание своего уровня компетентности, позволяет соотнести индивидуальные возможности с требованиями школы, образовательного стандарта, рынка труда. А ...
Болонский процесс в Украине
Согласно Болонской декларации, которую подписали 43 государства Европы (в том числе и Украина), современное высшее образование должно иметь двухуровневую структуру (бакалаврат и магистратуру) и использовать кредитно-модульную систему ECTS. После подписания этих документов в Украине была разработана ...