Эффективность физических упражнений для исправления нарушений моторики и недостатков физического развития подчеркивается в работах многих ученых.
Исследования гигиенистов свидетельствуют о том, что до 82 - 85% дневного времени большинство учеников находятся в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольные движения (ходьба, бег, игры) занимают только 16 - 19% времени суток, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3%. Отмечено изменение величины двигательной активности в разных учебных четвертях. Так, она особенно мала зимой (в третью учебную четверть), весной и осенью возрастает.
В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп.
Технология - совокупность методов изменения состояния, свойств организма в процессе применения физических упражнений, а также знаний о способах и средствах осуществления воспитательно-образовательных и оздоровительных процессов.
Понятие "технология" близко по значению термину "методика", обозначающему совокупность методов и приёмов целесообразного проведения определённой работы. В то же время "методика" охватывает только конкретные, определённые приёмы или способы, правила выполнения определённого узконаправленного действия.
Каждое понятие имеет комплексное смысловое содержание. А именно: как воздействовать на здоровье, сохраняя или формируя его, внося необходимые поправки или наращивая, для получения определённого эффекта.
Приобщаясь к физическому воспитанию, спорту, туризму и лечебной физкультуре, ребёнок (с помощью взрослых и самостоятельно) осуществляет активную, целенаправленную двигательную деятельность, посредством которой он воздействует на самого себя. Каждый из этих видов деятельности, имея общую основу, сохраняет определённые содержательные различия.
Здоровьесберегающие технологии в физическом воспитании и спорте носят развивающий характер и применяются на протяжении всего периода детства. Эти технологии наиболее полно выражены в общей системе школьного и дошкольного образования. Их цель - формирование жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними физических качеств, а также специальных знаний. Для детей младшего возраста - это развитие двигательного опыта и совершенствование двигательных навыков и умений в игровой и соревновательной деятельности. Для детей среднего возраста - это последующее расширение двигательного опыта, как в рамках школьной программы, так и в избранном виде спорта. Для старших школьников - это совершенствование функциональных возможностей основных систем организма в соответствии с индивидуальными возможностями, формирование потребности в оптимальном физическом развитии и т.д. На всех периодах дошкольного и школьного детства, учитывая уровень психофизического развития, формируются знания о двигательной, телесной культуре, о соревновательной и физкультурной деятельности, о самопознании и саморазвитии. Здоровьесберегающие технологии могут применяться как в форме организованных, так и в форме самостоятельных занятий (для дошкольников и младших школьников в содружестве с родителями или старшими детьми).
Здоровьекоррегирующие технологии направлены на исправление имеющихся отклонений в состоянии здоровья. В практике лечебной физкультуры корригирующие упражнения и их комплексы чаще всего используются при различных видах нарушения осанки, деформациях грудной клетки, сколиотической болезни, врождённых деформациях опорно-двигательного аппарата. Вместе с тем, "корригировать" означает вносить поправки, исправлять. Поэтому здоровьекоррегирующие технологии могут применяться при самых разнообразных отклонениях в состоянии здоровья ребёнка.
Полезная информация:
Проблема эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности
учащихся
Как организовать учебную деятельность, чтобы она приносила радость познания, формировала творческие увлечения, гармонически развивала способности учащихся – на эти вопросы можно дать ответы, решив проблему эмоциональной регуляции учебно-познавательной деятельности Эмоции, появляющиеся вслед за акту ...
Оптимальные нормы двигательной активности
По мнению гигиенистов, наиболее оптимальным является стимулирующий режим двигательной активности, при котором на организм воздействуют разносторонние, постепенно и последовательно увеличивающиеся по интенсивности физические нагрузки, что обусловливает функциональную адаптацию организма, развивая ег ...
Театрализованные игры в дошкольном возрасте.
Определение и классификация
Важное место в игровой деятельности дошкольников занимает театрализованная игра, т.е. разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Характерными особенностями театрализованных игр являются ...