Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на чувственный опыт детей. Я. А Каменский сформировал «золотое привило дидактики»: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами», В соответствии с этим правилом на протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.
По моему лучше всех сформулировал сущность этого принципа в 50-е гг. XX в. Л.В. Занков в положениях о четырех формах соотношения наглядности и слова учителя в обучении:
ученик, изучая наглядный образ (схему, изображение объекта), сам находит нужные сведения. Учитель руководит наблюдением ученику, обращает его внимание на существенные признаки;
учитель сообщает сведения об изучаемом объекте, иллюстрируя их справедливость показом наглядного пособия;
при изучении связей между явлениями ученик в ходе наблюдения (выполнения лабораторной работы) сам обнаруживает эти связи, учитель при помощи слова ведет учащихся к осмысливанию связей;
учитель сообщает о связи между явлениями и иллюстрирует их наличие показом.
В этих случаях при использовании одних и тех же пособий принципиально неодинаковы пути получении знаний учащимися: в первом и третьем случаях они приобретают знания путем собственной мыслительной и практической деятельности, имеющей характер поисковой; во втором и четвертом случаях они получают знания в готовом виде от учителя, и их деятельность выражается в основном в запоминании и понимании сообщаемых им знаний
Полезная информация:
Модель «Дидактический анализ»
Поскольку образовательный процесс является целостным, полезно представить его посредством модели. Модель «Дидактический анализ» одна из многих, используемых в педагогике для визуализации образовательного процесса (процесса воспитания и обучения). Как и любая другая модель, Д.А. Модель имеет свои ог ...
Понятие творческого мышления
В зарубежной психологии творческое мышление чаще связывают с термином «креативность». В 60-х годах XX в. толчком к выделению этого типа мышления послужили сведения об отсутствии связи между интеллектом и успешностью решения проблемных ситуаций. Было установлено, что последняя зависит от способности ...
Возрастные особенности школьников и их учет при подготовке к выбору профиля
обучения
В подростковом возрасте у ребенка происходит наиболее существенные процессы, связанные с выбором будущей профессии, с выработкой соответствующих умений и навыков, нужных деловых качеств личности. Возникают центральное новообразование этого возраста - представление о себе, как “не о ребенке”, подрос ...