Принципы обучения

Страница 1

В дидактике профессионально-технического образования прин­ципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назна­чение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, кото­рые отражают современные требования общества и науки к обуче­нию. Принципы обучения имеют значение и для определения со­держания, форм, методов и организации обучения. Благодаря спе­цифике процесса обучения в учебных заведениях профтехобразования наряду с общеизвестными появляются принципы, отражаю­щие закономерности учебно-воспитательного процесса в профтех­училищах.

Дидактические принципы отражают взаимосвязи в теоретиче­ском и производственном обучении между целью, содержанием, методами, формами организации, средствами и результатами обу­чения: между различными частичными процессами преподавания и учения; между воспитательной и трудовой деятельностью; между различными звеньями или этапами обучения и между педагогиче­ским и трудовым процессами; между руководством учебным про­цессом и самостоятельностью учащихся; между коллективным развитием и развитием каждого учащегося в отдельности и др.

Типичное требование профессионального обучения состоит в том, что для того, чтобы обеспечить получение высокой квалифи­кации рабочего, необходимо соответствие технологического уровня процесса обучения реальному трудовому процессу.

Уже с давних пор педагоги занимались разработкой дидактиче­ских принципов обучения. Они рассматривали те или иные прин­ципы, которые отвечали представлениям и уровню познаний своего времени. Постоянно предпринимались попытки развития системы принципов и ее расчленения. Я.А. Коменский предложил систему дидактических принципов, основанием которой явился ведущий принцип естественности занятий. Дистерверг искал более конкрет­ные принципы и правила, чем требования к содержанию, к преподавателям и учащимся. К. Д. Ушинский разработал принципы в связи с необходимыми условиями для проведения тех или иных занятий.

В главах Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положитель­ный результат», «Основы легкости обучения и учения», «Основы прочности обучения и учения». «Основы кратчайшего пути обу­чения» Я.А. Коменский освещает пути (правила) реализации тре­бовании таких принципов обучения, как своевременноесть, обеспеченность (материальная и интеллектуальная), наблюдения (наглядность), последовательность, постепенность, доступность, систематичность (системность), основательность, прочность, полезность, посильность, учет возрастных и индивидуальных различий, опора на развитие мышления и познавательных способностей, самодеятельность и самостоятельность, активность, нравственность. Все они сформулированы на основе общего требования природосообразности. К тому же Я. А Коменский выдвигает требование, чтобы учителя приветливостью и лаской, а родители похвалой учению, учености и побуждением к прилежанию возбуждали у учеников глубокий интерес и горячее стремление к зна­нию, стремление к самостоятельному поиску духовной пищи, ее усвоению и переработке не только для себя, но и для передачи другим в школе и вне школы,

В современной педагогической науке и в учебно-воспитательной практике сохраняется устойчивая тенденция рассмотрения процесса обучения и внеклассной воспитательной работы как вполне самостоятельных подсистем единого педагогического процесса. Исходя из этого и принципы педагогического процесса разделяются на: принципы обучения (принципы дидактики) и принципы воспитания.

Принципы дидактики характеризуют как « определенную систему исходных, основных дидактических требований к процес­су обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.». как " . общие нормы организации учебного про­цесса, ко­торые " …являются общими ориентирами для планирования, ор­ганизации и анализа практики обучения». Принципы же воспитания «-.представляют собой основополагающие четко сформулированные требования, которые направляют педагогическое мышление и действия воспитателей. То есть определения принципов обучения и воспитания фактически оди­наковы Они различаются только своей определяемой частью: принципы обучения - это основные требования к процессу обуче­ния, а принципы воспитания - основные требования к процессу воспитания.

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Внешкольное воспитание в дореволюционной России
Появление самых первых форм внеучебной деятельности в России связано со Шляхтетским кадетским корпусом в Петербурге. В 30-х годах XVIII века воспитанник корпуса, будущий поэт А.П. Сумароков вместе с товарищами организовал литературный кружок. В праздничные дни и свободное время они собирались вмест ...

Проблема оценки знаний в углубленных и коррекционных классах
Количество детей с отклонениями в развитии различной степени тяжести и генеза неуклонно растет. Обучение же в специализированных учреждениях часто приводит не к компенсации имеющегося дефекта, а к усугублению социальной дезадаптации ребенка. Причем многие дети, отнесенные к категории «неперспективн ...

Особенности состояния словаря синонимов
Далее было проведено исследование словаря синонимов. Наиболее сложными для детей экспериментальной группы были слова: "дремучий" - подбирались такие слова, как "дремлет", "древний" и т.д.; "знойный" - "злобный", "злючий", "зимний" ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru