С помощью учебных модулей обеспечивается осознанное самостоятельное достижение учащимися определенного уровня предварительной подготовленности к уроку.
Если в качестве временной единицы учебного процесса вместо урока выбрать учебную неделю (декаду), а вместо единицы учебного материала – один, два или несколько параграфов – взять учебную тему, то появится реальная возможность основную часть учебного процесса посвятить групповой или даже индивидуальной работе.
Относительно уровня сложности и трудности изучаемой темы всех учащихся внутри класса или параллели целесообразно разделить на три группы или соответственно на три потока. Формирование групп (потоков) проводится на основе итогов диагностики степени обучаемости и обученности учащихся, итогов их учебной деятельности, с учетом мнения родителей и выбора-самооценки школьников. Степень обученности диагностируется поуровневым тестированием по учебным предметам.
Если учебный материал представляет собой элемент общего развития учащегося, далек от области его дальнейшей профессиональной деятельности и будет использоваться в минимальном объеме, то такой ученик будет отнесен к первой группе. Для этой категории важна общекультурная направленность предмета, а не набор отдельных навыков. Вторую группу составляют лица, для которых данный учебный предмет будет важным инструментом в их профессиональной деятельности. Для таких ребят необходимо освоение целостной системы знаний и навыков. В третью группу войдут учащиеся, для которых учебная дисциплина будет основой их профессиональной деятельности. Ученики третьей группы должны освоить предмет на самом высокой, творческом уровне сложности.
Учитывая принадлежность школьников к одной из трех групп и соответствующий уровень сложности учебного материала, можно конкретно сформулировать требования учебной программы для текущей диагностики знаний, умений и навыков. Общая картина требований представляется нам в таблице 1.
Реализация поуровневого обучения с дифференциацией групп учащихся обеспечивается соответствующей педагогической технологией на основе индивидуализации учебного труда с использованием современных дидактических приемов.
Обучаемость – восприимчивость к обучению. Обучаемость одного класса по конкретному предмету определяют несколько учителей этого класса для того, чтобы результат был более объективным.
Таблица 1
Уровни учебной деятельности
Уровни дифференциации учебной деятельности |
Требования к уровням дифференциации учебной деятельности |
1. Общекультурный |
Понимание основных, ведущих идей курса, умение их объяснять, умение применять теоретические знания в практической ситуации |
2. Прикладной |
Глубокое знание системы понятий, умение решать проблемные ситуации в рамках курса |
3. Творческий |
Умение решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий |
Методики определения уровня обучаемости и обученности представлены в Приложении 4. Тест на определение обученности рекомендуется составлять в соответствии с характеристиками каждого уровня. Построение модульного обучения с учетом уровневой и профильной дифференциации значительно повышает его эффективность, создает для учащихся адаптивную их возможностям и способностям образовательную среду.
Полезная информация:
Особенности математических представлений детей с проблемами в
интеллектуальном развитии
Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников. Ни один вид деятельности, характерный д ...
Методическая разработка творческого дела
Творческая игра «Избушка бабы-яги» Цель: создание благоприятной среды для реализации творческого потенциала учащихся, развитие способностей, чувства прекрасного, воспитание чувства коллективизма, самостоятельности. Подготовка. 1. Подбор участников. Разделить детей по группам. 2. Разработка сценария ...
Классификация – один из способов логического запоминания
Классификация – это сложная мыслительная операция, требующая умения анализировать материал, сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – ...