Такими планами в ходе развития умения пользоваться словарями являются следующие:
Что надо знать о словаре
1. Название словаря.
2. Автор, редактор словаря.
3. Издательство и год издания.
4. К какому типу относится словарь.
5. Каково назначение словаря (единица описания).
6. Расположение слов в словаре: алфавитное, гнездовое или тематическое.
7.Структура словаря:
а) особенности вступительной статьи;
б) приложения;
в) особенности справочного аппарата.
8. Объем словника.
9. Как знакомиться с неизвестным или новым словарем (справочником).
Что надо знать о словарях для начальной школы
1. Типы словарей.
2. Словари объяснительные (пояснительные) или словари-репертуары (словари-указатели).
3. Назначение и особенности универсальных словарей.
4. Назначение и особенности вспомогательных словарей.
5. Назначение и особенности лексикографических пособий для начальной школы.
Что надо знать о словоуказателе словаря
I. Назначение указателя.
II. Устройство указателя.
1. Представление заголовочных слов после основного корпуса словаря:
а) алфавитное;
б) предметное (тематическое). 2. Представление слов, вошедших в словарные статьи:
а) алфавитное;
б) предметное (тематическое). 3. Фиксация определенных лексико-семантических групп слов.
III. Словоуказатель перед разделом.
IV. Словоуказатель на развороте страниц.
Что надо знать о словарной статье словаря (лексикографического пособия)
1. Заголовок словарной статьи:
а) слово или его часть;
б) цепочки слов;
в) фразарий.
2. Главная часть словарной статьи.
3. Дополнительные сведения словарной статьи:
а) грамматическая характеристика;
б) грамматические формы;
в) произносительная норма;
г) этимология.
4. Иллюстрации употребления в речи заголовочной единицы (единицы описания):
а) цитаты из литературных источников;
б) авторские речения.
5. Структура словарной статьи.
6. Особенности словарной статьи.
Что надо знать об особенном языке словаря (лексикографического пособия)
1. Какие способы толкования (объяснения) приняты в словаре (лексикографическом пособии).
2. Грамматические и стилистические пометы.
3. Условные обозначения и сокращения.
4. Знаки и символы.
5. Способы обозначения многозначных слов.
6. Способы обозначения омонимов.
7. Способы обозначения фразеологизмов.
8. Преемственность и перспективность в освоении метаязыка словарей (лексикографических пособий) определенных типов.
По мере овладения умением пользоваться словарями актуальной работой становится составление с учениками памяток «Как работать с "Орфографическим словариком"» и «Как работать со "Словариком синонимов"». Это помогает в организации работы по редактированию и самопроверке сочинений и изложений.
Памятки составляются на основе работы со следующими текстами.
«Орфографический словарик» и работа с ним»
Чтобы выяснить, какие слова и орфограммы поможет проверить и правильно записать ваш «Орфографический словарик»,обратитесь к введению. Оно называется «Как пользоваться орфографическим словариком» или начинается обращением «Дорогой друг!».
Основной текст «Орфографического словарика» - это слова от «А» до «Я».
Как правило, в орфографических словариках имеются приложения:
списки мужских и женских имен, названия месяцев, дней недели, городов, имена числительные; важнейшие правила правописания корней, приставок, окончаний основных частей речи.
Орфографический словарик предупредит от ошибочного написания и произношения многих иноязычных слов.
Слова в орфографическом словарике, как и в толковом, даны в форме и расположены по .алфавиту. Нельзя сразу сказать, где искать слово. В «ошибкоопасном месте» чаще всего две или три буквы «спорят» за право писаться в слове, например: в(а,/о)рона, б(а/о)рдюр. Это потому, что в русском языке в ударном слоге может появляться любой звук, а в безударных звукам [о] и [э] появляться запрещено. Нельзя писать на слух и ударные гласные звуки после, согласных звуков, например: щёлочь и трущоба, шёлк и шок произносятся одинаково, а пишутся с разными буквами.
Итак, при работе с «Орфографическим словариком» действуют следующим образом:
1. Сначала определяют, какие буквы .пишутся.
2. Смотрят, какая из этих букв в алфавите стоит первой, а какая - второй.
3. Ведут поиск слова сначала с первой буквой, а затем со второй (если с первой буквой слова нет).
4. Узнают, какая буква «победила» в споре за право писаться в слове.
Полезная информация:
Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого школьника
Исследования советских ученых дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим повреждением коры головного мозга. Умственная отсталость – это не просто «мало ...
Индивидуальные особенности памяти. Типы и особенности развития процессов
памяти
В жизни можно наблюдать значительные индивидуальные различия в области памяти. У одних людей более продуктивно закрепляется образный материал (предметы, изображения, звуки, цвета и т. п.), у других – словесный материал (понятия, мысли, числа и т. п.), у третьих – не замечается явного преимущества в ...
Особенности подросткового возраста
Поскольку переход в среднюю школу сопровождается началом подросткового возраста, а именно подросткового кризиса, то, для того чтобы подготовить ребенка к средней школе, необходимо рассмотреть особенности развития в подростковом возрасте, и выделить те трудности, которые возникают у ребенка в этом в ...