Коррекционная роль трудового воспитания в условиях специальной школы

Образование и воспитание » Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития » Коррекционная роль трудового воспитания в условиях специальной школы

Страница 2

На занятиях ручным трудом и в процессе хозяйственно бытового труда дети приобретают первый опыт коллективного труда. В процессе ручного труда развиваются познавательные интересы, закрепляются знания, полученные на уроках в классе.

На предметных уроках предусматривается ознакомление учащихся с окружающей действительностью и трудом людей в городе и сельской местности. На уроках ручного труда используются знания и навыки, полученные в классе: умение отмерить, измерить. Эта взаимосвязь труда и обучения приводит к более сознательному усвоению учебного материала, обогащению речи учащихся и развитию их мышления.

Все виды трудовой деятельности школьника требуют учета их возрастных и индивидуальных особенностей. При выборе объектов труда и распределении между учащимися трудовых заданий необходимо учитывать их трудовую подготовку, состояние здоровья, интересы.

Часто у учащихся сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводит к тому, что дети быстро утомляются и в результате начинают неохотно работать, поэтому особое значение приобретают правильная дозировка и посильность трудовых заданий. Б.С. Братусь предупреждал об опасности «срыва» нервной системы аномального ребенка. Такой срыв может наступить пи перегрузке и переутомлении не только умственном, но и физическом, что может вызвать отрицательное отношение к труду вообще.

Физически ослабленных учащихся целесообразно освобождать от участия в труде, но следует совместно со школьным врачом подбирать посильные для них задания. Правильно подобранный труд способствует укреплению здоровья и физическому развитию.

Правильно организованный труд часто помогает преодолеть отрицательные стороны в психической деятельности умственно отсталого школьника. С этой целью подвижным, легко возбуждающимся детям целесообразно давать такую работу, которая воспитывала бы у них сдержанность, помогала вырабатывать торможение. Малоподвижным детям нужна работа, требующая активности, инициативы. Рассеянных детей хорошо включать в работы, требующие сосредоточенности и внимания: шитье, вышивка, обрезка сухих веток и т.д.

У некоторых учащихся специальных школ иногда возникает отрицательное отношение к труду в связи с недоступностью для них некоторых профессий. В целях предупреждения этого явления необходимо, с учетом возможности учащихся, определить более широкий круг профессий, которыми они могут овладеть и правильно организовать производственное обучение.

Производственный труд создает благоприятные условия для развития не только трудовых навыков, но и всей познавательной и личностной сферы учащихся, так как в процессе работы всегда возникает потребность в общении с людьми, анализе и оценке их действий и поступков .

В.М. Мозговой пишет: «Трудовое воспитание содержит богатые коррекционные возможности, так как в процессе любой трудовой деятельности у умственно отсталых детей формируются такие качества, как готовность к труду, добросовестное отношение к нему, развивается интерес к профессии, настойчивость, трудолюбие».

Чуркина А.И. указала на решающее значение для реализации принципа коррекционной направленности в трудовом обучении выполнения следующих условий:

- комплексного планирования образовательных коррекционно-развивающих и воспитательных задач для каждого урока;

- подчинения содержания урока поставленным задачам;

- выбора оптимальной структуры урока, которая включала бы микроэтапы, педагогические ситуации для решения коррекционных задач;

- применения контроля рациональных методов и приемов обучения;

- осуществления дифференцированного подхода к учащемуся;

- создания наиболее благоприятных школьно-гигиенических, учебно-материальных, эстетических и морально-психологических условий для обучения и воспитания;

- постоянства и длительности коррекционного воздействия на учащихся;

Страницы: 1 2 3

Полезная информация:

Принцип доступности
Означает требования соответствия со­держания и методов обучения и воспитание, а также объема изу­чаемого материала возрастным особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и эстетического развитии. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне научности, учитель-воспита ...

Понятие « минимальное дизартрическое расстройство»
Минимальное дизартрическое расстройство (с тертая дизартрия) - одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте речевое расстройство, при котором ведущим в структуре речевого дефекта является стойкое нарушение фонетической стороны речи. Для минимальных дизартрических расстройств характерно: ...

Виды и формы поощрения и наказания
Стимулом в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики быков и мулов для понукания ленивых животных. Как видно, стимулирование имеет не очень приятную для людей этимологию. Но что делать, если человек, как и животное, нуждается в постоянных ст ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru