Исследование в системе методов обучения

Страница 2

Один из основных методов организации - метод наблюдения. Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя. Этот метод предполагает опосредованное познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. То есть, здесь нужно судить учащегося по индивидуальным особенностям (действиям, поступкам, речи, внешнему облику и т.д.), психическому состоянию учащегося (процессам восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.), и по чертам его личности, темперамента, характера. Все это необходимо для учащегося, с которым работает учитель с применением исследовательского метода обучения при выполнении каких-то заданий.

Решение существенной части задач школьного курса математики предполагает сформированными у учеников такие качества как владение правилами и алгоритмами действий в соответствии с действующими программами, умение проводить элементарное исследование. Под исследованием в науке понимается изучение какого-либо объекта для выявления закономерностей его возникновения, развития, преобразования. В процессе исследования применяется накопленный предшествующий опыт, имеющиеся знания, а также методы и способы (приемы) изучения объектов. Итогом исследования должно стать получение новых научных знаний. Обучение приемам мыслительной деятельности, умение осуществлять элементы исследования - эти цели постоянно привлекают внимание учителя, побуждая его находить ответы на многие методические вопросы, связанные с решением рассматриваемой проблемы. Изучение многих вопросов программы предоставляет прекрасные возможности для создания более цельной и полной картины, связанной рассмотрением той или иной задачи. Исследовательский метод обучения математике естественно вписывается в классификацию метод обучения в зависимости от характера деятельности школьников, степени их познавательной самостоятельности. Для успешной организации исследовательской деятельности школьника учитель должен понимать и учитывать как его личностные качества, так и процессуальные особенности этого вида деятельности, а также уровень владения школьником изученным материалом курса. Невозможно переоценить влияние воображения, интуиции, вдохновения, способности ученика на успешность его исследовательской деятельности.

Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны. Это могут быть задания, поддающиеся быстрому решению в классе и дома или задания, требующие целого урока. Большинство исследовательских заданий должны представлять собой небольшие поисковые задания, требующие прохождения всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение обеспечит выполнение исследовательским методом его функций. Этапами процесса исследования являются следующие:

1 Целенаправленное наблюдение и сравнение фактов и явлений.

Выявление непонятных явлений, подлежащих исследованию.

Предварительный анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу.

4. Выдвижение и формулировка гипотезы.

5. Построение плана исследования.

Осуществление плана, выяснения связей изучаемого явления с другими.

Формулирование новых результатов, закономерностей, свойств, определение места найденного решения поставленных исследований в системе имеющихся знаний.

Проверка найденного решения.

Практические выводы о возможном применении новых знаний.

Страницы: 1 2 

Полезная информация:

Самоактуализация как механизм и процесс развития личности
Маслоу хорошо понимал статичность изложенных выше определений самоактуализации как высшего уровня личностного развития и высшего мотива. Поскольку объектами исследования Маслоу были преимущественно люди немолодого возраста, неудивительно, что самоактуализация представала в итоге как некое конечное ...

Системность и целостность в управлении
Понимание системной природы педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Понятие "система" дает представ ...

Уровни решения проблемных педагогических ситуаций
Педагогическое мастерство, осмысление, понимание, решение преподавателем педагогических проблемных ситуаций связано со степенью развития профессионально-педагогического мышления. Поэтому, одной из основных задач профессиональной подготовки специалистов для образования является формирование професси ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.oxoz.ru